Памятка родителям
Прежде чем совершить суицидальное действие у ребенка в большинстве случаев наблюдается подготовительный период.
Вы можете заметить следующие признаки:
- снижение успеваемости;
- ограничение общения;
- снижение уровня интересов;
- подавленное настроение;
- проявление раздражительности, угрюмости;
- потеря аппетита или чрезмерное обжорство;
- бессонница;
- высказывания, угрозы суицида;
- приведение своих дел в порядок;
- прощание с друзьями и выражение благодарности.
Возможными мотивами самоубийства могут быть:
- переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым;
- действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом из семьи родителей;
- чувство вины, стыда, оскорбленное самолюбие, угрызение совести, недовольство собой;
- боязнь позора, насмешек, нежелательная беременность, любовные неудачи;
- страх наказания, нежелание принести извинения;
- чувство мести, злобы, угроза, вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
К внешним факторам, формирующим суицидальные намерения, относятся конфликт, психотравмирующая ситуация.
К внутренним факторам относятся:
- чувство одиночества;
- беспомощности;
- неверие в свои силы и возможности;
- комплекс неполноценности;
- тяжелые болезни, инвалидность;
- реальные или мнимые неудачи;
- депрессия.
Мифы о суициде
- Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем не доказано.
- Самоубийство совершают психически неполноценные люди. Исследования показали: большинство суицидентов были вполне здоровыми людьми.
- Самоубийство невозможно предсказать. Период кризиса – явление временное и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке. Получив это человек отказывается от своих намерений.
Что можно сделать, чтобы помочь?
- Установите заботливые отношения.
- Будьте внимательны к слушателям.
- Задавайте косвенные вопросы.
- Не предлагайте неоправданных утешений.
- Предложите конструктивные подходы решения проблем.
- Выясните, как ребенок решал похожие ситуации в прошлом.
- Вселяйте надежду.
- Не оставляйте ребенка одного.
Для формирования антисуицидальных установок следует:
- постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
- проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками;
- не предъявлять к ребенку завышенных требований;
- не сравнивать ребенка с окружающими;
- вселять уверенность в свои силы и возможности, повышать самооценку ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
- использовать наказание лишь в крайних случаях, не унижая ребенка;
- вселять оптимизм и надежду на лучшее.
Будьте бдительны! Вы можете уберечь ребенка от рокового шага.
Что в поведении подростка должно насторожить родителя
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- У ребенка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
- Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в соц. сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Что делать, если у вас возникли подозрения
- Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков, найдите время для своего ребенка и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. И не впадайте в панику!
- Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
Что можно сделать, чтобы избежать проблем
- Будьте бдительны с ребенком. Помните, что чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). Предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
- Обратите внимание, не является ли ваш ребенок объектом нападок со стороны окружения.
- Используйте любую возможность, чтобы поговорить с ребенком о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, чего хочет ваш ребенок, как намерен добиваться поставленных целей, помогите ему составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с ним, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ребенок мог бы обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
- Дать понять ребенку, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Интерпретируйте ошибки как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
- Понять, что стоит за внешней грубостью ребенка.Чаще всего ребенок, таким образом, отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
- Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с вашим ребенком
Будьте бдительны! Важен каждый миг…
Рекомендации родителям
по сохранению психического здоровья детей
Не подавляйте ребенка! Будьте с ребенком, а не против него.
Для развития рационального начала в поведении ребенка очень полезно подводить его к самостоятельному решению ближайших проблем.
Нужно знать, что ребенок в данный момент может, а что ему пока недоступно.
Подчиняйте свое поведение принципу «Не навреди!».
Научитесь видеть себя глазами ребенка, это поможет лучше понять его. Умейте выслушать ребенка.
Умейте правильно использовать слово. Напоминание об отрицательных сторонах характера обычно их вызывает, провоцирует проявление.
Ваши замечания должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергайте критике конкретные действия, а не личность ребенка.
Избыток «воспитательных мер», психологическое давление, гиперопека истощают запас нервно-психической прочности ребенка, и он защищается, как умеет и может.
Часто ребенок вызывает раздражение потому, что не может понять ваших объяснений. Выражение ваших отрицательных эмоций для детей является большим раздражителем, который не мобилизует, а блокирует активное внимание, подавляет способность воспринимать, соображать. Поэтому не кричите на ребенка. Старайтесь выражать свои мысли спокойным голосом.
Не допускайте перегрузок в учебном процессе. Последствия перегрузок: чувство безысходности, леность, равнодушие к результату и оценке, апатия.
Внимательность – вырабатывается! Ее нельзя просто потребовать. Ваши терпеливое внимание и регулярное повторение требуемых действий обеспечивают навык включения внимания.
Избегайте наклеивания ярлыков на ребенка: «Ты ничего не умеешь», «Ты плохой» и т.д.
Успехов Вам, дорогие родители
разгарнуць » / « згарнуць