Качество атмосферного воздуха - Минянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Качество атмосферного воздуха

Направление «Качество атмосферного воздуха»
Координатор направления Давидюк Наталья Александровна
Цель: организовать систему школьного мониторинга за состоянием качества атмосферного воздуха.
Задачи: - изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы;
 - создать условия для освоения учащимися наиболее простых методов и приемов мониторинга загрязнения атмосферного воздуха;
- выявить наиболее опасные источники загрязнения;
- привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения атмосферного воздуха микрорайона школы.

ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЫШАТЬ ЧИСТЫМ ВОЗДУХОМ?

раскрыть » / « свернуть

5.2. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)

Задание

 Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

5.2

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)

Февраль 2023

6

10 класс

Давидюк Н.А.

1.Создание групп для выполнения задания.

2.Подбор и изучение методик для выполнения задания.

3.Оценка качества состояния атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова.

5. Оформление отчёта и размещение на сайте школы.

 

 

1. Создана целевая группа для выполнения из числа учащихся 10 класса.

2.   Проведена оценка качества атмосферного воздуха по состоянию снежного покрова.

3. Полученные результаты обобщили, проанализировали и разместили на сайте школы.

 

 

5.5. Разработка плана действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

5.5

Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации).

Январь 2023

6

 6-11 класс

Давидюк Н.А.

1.Создать группу для выполнения задания.

2. Составить план по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

3. Согласовать план с администрацией школы.

4. План довести до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей.

5. План разместить на сайте учреждения образования.

 

1.Создана группа для выполнения задания.

2. Составлен план по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

3. План согласован с администрацией школы.

4. План по минимизации загрязнения атмосферного воздуха школы вывешен на стенде «Зелёные школы» и размещён на сайте учреждения образования.

 

Проблемная группа:

1. Молчан Г.И. - директор школы

2. Давидюк Н.А. - координатор направления "Качество атмосферного воздуха"

3. Булат Т. В. - учитель химии

4. Кашталянчик Е. Н. - завхоз

5. Мойсиевич С.Н. - руководитель МО классных руководителей

6. Моцук Л.В. - педагог-организатор

План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

 

План

Сроки выполнения

Ответственные

1

Озеленение и благоустройство территории микрорайона школы

Сентябрь-октябрь, апрель- май

Работники школы и учащиеся

2

Акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру»

На протяжении года

Классные руководители

3

Акция «Чистый лес»

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

4

Акция "Чистый двор"

Сентябрь-ноябрь

Работники школы и учащиеся

4

Международная акция «День без автомобиля»

22 сентября

Работники школы

5

Международный день без бумаги

Четвертый четверг октября

Учителя и учащиеся школы

6

Республиканская акция «Неделя леса»

Апрель

Работники и учащиеся школы

7

Акция «Международный День велосипеда»

3 июня

Работники и учащиеся школы

 

5.4. Выявление причин загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования, разработка памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

5.4

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)

Октябрь 2023

 

 

Январь 2024

 

 

 

Май 2022

5

 

  

8

 

 

5

11 класс

 

 

 

6-8 класс

 

 

 

1-10 класс

Давидюк Н.А.

 

 

 

Ничипорук С.С.

 

 

  

Булат Т.В.

1.Создать целевую группу для выполнения задания.

2. Изучить основные пути загрязнения атмосферного воздуха.

3. Определить основные пути загрязнения воздуха в микрорайоне школы.

4. Разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

5. Разместить памятки на сайте учреждения образования.

1.Создана целевая группа для выполнения задания.

2. Определены основные пути загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

3. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

4. Памятки(рекомендации) размещены на информационных стендах в школе и на сайте учреждения образования.

1. Кравцов Владислав

2. Гремчук Владислав

3. Крейдич Анна

4. Кинчак Даниил

5. Повх Анна

6. Тимошик Ангелина

7. Клейн Николай

8. Зинчук Ирина

Основные пути загрязнения воздуха :

  1. Сжигание ископаемого топлива. Двуокись серы, выделяющаяся при сжигании ископаемого топлива, такого как уголь, нефть и другие фабричные горючие материалы, является одной из основных причин загрязнения воздуха. Загрязнение, исходящее от транспортных средств, включая грузовики, джипы, автомобили, поезда, самолеты, образует огромное количество загрязнения;
  2. Сельскохозяйственная деятельность. Аммиак является очень распространенным побочным продуктом сельскохозяйственной деятельности и является одним из самых опасных газов в атмосфере. Использование инсектицидов, пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве значительно возросло. Они выделяют вредные химические вещества в воздух, а также могут вызвать загрязнение воды;
  3. Выхлоп от заводов и производств. Обрабатывающая промышленность выпускает большое количество окиси углерода, углеводородов, органических соединений и химикатов в воздух, тем самым снижая качество воздуха. Обрабатывающие производства можно найти в каждом уголке земли, и нет ни одной области, которая не была бы затронута ими. Нефтеперерабатывающие заводы также выпускают углеводороды и различные другие химические вещества, которые загрязняют воздух и также вызывают загрязнение почвы;
  4. Горные работы. Добыча полезных ископаемых – это процесс, в котором минералы под землей добываются с использованием большого оборудования. Во время него пыль и химические вещества выделяются в воздух, вызывая массовое загрязнение воздуха. Это одна из причин, которая является причиной ухудшения состояния здоровья работников и жителей города;
  5. Загрязнение воздуха в помещении. Бытовые чистящие средства, лакокрасочные материалы выделяют в воздух токсичные химические вещества и вызывают загрязнение воздуха. 

Чрезмерное использование транспортных средств убивает нашу окружающую среду, поскольку опасные газы загрязняют окружающую среду. Окись углерода, вызванная неправильным или неполным сгоранием и обычно выделяемая из транспортных средств, является еще одним крупным загрязнителем наряду с оксидами азота, которые вырабатываются как из природных и антропогенных процессов.

Основные пути загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы:

1. Выхлопы от проезжающего мимо школы транспорта;

2. Работа школьной котельной (на твердом топливе) в отопительный сезон;

3. Загрязнение бытовыми отходами близлежащих территорий.

Разработана памятка (рекомендации) по снижению загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы 

5.3. Оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования

Задание

Даты выполнения К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

5.3

Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)

Октябрь 2023

  

Январь 2024

 

  

Май 2024

5

 

 8

 

 

5

11 класс

 

  6-8 класс

 

  

1-10 класс

 

Давидюк Н.А.

 

 Ничипорук С.С.

 

  

Булат Т.В.

1.Создание группы для выполнения задания.

2.Подбор и изучение методики для выполнения задания.

3.Оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств.

4. Определение сезонной зависимости загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспортных средств.

5. Обработка и предоставление результатов.

6. Размещение результатов на сайте учреждения образования.

1.Создана группа для выполнения задания.

2. Проведено теоретическое занятие по изучению методики учёта и особенностей статистической обработки результатов.

3. Выполнена оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспорта на территории микрорайона школы в разные сезоны (осень, зима, весна).

4. Проведена статистическая обработка данных и сравнительный анализ полученных результатов.

5. Результаты размещены на стенде «Зелёные школы» и на сайте учреждения образования.

6. Результаты представлены оргкомитету экологической игры «В любую пору года живи в ладу с природой!»

 

Цель задания: оценить количество выбросов угарного газа в воздух от автотранспорта.

 Задачи исследования:

1) определить количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающего по исследуемым участкам;

2) определить количество выделившегося угарного газа за 1 час.

 Объект исследования: автотранспорт, проезжающий по исследуемому участку.

  Методы исследования: наблюдение, оценка.

 Выполнение задания:

Данная практическая работа настолько понравилась учащимся, что в этом учебном году создана новая проблемная группа, которая уже провела первое осеннее исследование (21.10.2023). Результаты занесены в таблицу.


Дата: 21 октября 2023 года, 14.00-15.00

Временной промежуток

Количество проезжающего 

легкового транспорта

Количество проезжающего
грузового транспорта
0-10 мин 0 0
10-20 мин 1 1
20-30 мин 1 0
30-40 мин 2 0
40-50 мин 1 0
50-60 мин 3 1
Всего за час 8 2

Вывод: транспортный поток слабый, в основном состоит из легкового транспорта.

А это результат нашей агитации за свежий воздух)))

 Учащиеся 11 класса провели учет автотранспортных средств по улице Школьная, 21.09.2023 г.

Для мониторинга выбрали участок протяженностью примерно 300 м. Был осуществлен подсчет количества единиц автотранспорта пяти видов (легковые и грузовые (легкие, средние и тяжелые) автомобили, автобусы), прошедшего по участку в течение 1 часа. 

 Характеристика улицы               Таблица 1.

Тип улицы
(характеристика улицы)

Уклон

Скорость
ветра

Относительная
влажность
воздуха

Наличие защитной полосы из деревьев

Наличие светофоров, дорожных знаков

Жилая улица с односторонней застройкой


00


5 м/с


60 %

С нежилой стороны имеются насаждения из деревьев и
кустарников различных видов

Имеются
пешеходный переход с возвышением, знак «Дети»

Сначала был осуществлен подсчет количества единиц автотранспорта пяти видов (легковые и грузовые (легкие, средние и тяжелые) автомобили, автобусы), прошедшего по участку в течение 1 часа. Полученные данные представлены в таблице 2.        

Таблица 2.

Дата

Время наблюдения, ч

Количество автомобилей разных типов, шт

Всего, шт.

Легкий грузовой

Средний грузовой

Тяжелый грузовой

Автобусы

Легковые

21.09.2021

10.00-11.00

1

1

0

1

4

7

14.00-15.00

2

0

0

1

6

9

18.01.2020

10.00-11.00

1

1

1

0

3

6

14.00-15.00

1

0

0

1

8

10

24.04.2020

10.00-11.00

1

0

0

1

5

7

14.00-15.00

2

0

1

1

7

11

 Исходя из представленных в таблице данных, можно сделать вывод, что количество автомобилей в разные сезонные наблюдения примерно одинаково. В обеденное время количество транспорта увеличивается.

Суммарная интенсивность движения автомобилей за сутки. В ходе работы мы нашли среднее количество за два часа утром и в обед. Найдем среднее количество автомобилей за час, и умножим полученное количество автомобилей на 24.

Ncp=8*24=192
загруженность улиц автотранспортом согласно ГОСТ РБ 52033-2003. 
низкая интенсивность движения - 4-9 тысяч автомобилей в сутки;
средняя -10-19 тысяч 
высокая - 20-32 тысячи. 
Как видно из госта, на данном участке дороге очень низкая интенсивность движения.
Из таблицы  2 видно, что большинство автомобилей – легковые.
Общий путь, пройденный каждым видом автотранспорта за 1 час (L, км), по формуле:

где
N – количество автомобилей каждого типа за час; 
l - длина участка, км.
6. Количество топлива:

Полученные результаты занесем в таблицу 3.
Таблица 3 - Расход топлива в зависимости от вида автомобилей

Тип автомобиля

Количество автомобилей  Ni


Qi, в том числе


Бензин


Дизельное топливо


Легковые автомобили

5


1,5


-


Грузовые автомобили (на бензине)


1


0,3


-


Автобусы

1


0,3


-


Грузовые дизельные автомобили


0


0


0


Всего Q


2,1


0

Рассчитали по каждому виду топлива количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по формуле:

Значения К возьмем из табл. 4.

Таблица 4 - Выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего

Вид топлива

Значение коэффициента К

Оксид углерода

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Результаты расчетов занесли в итоговую табл. 5.

Таблица 5 - Количество вредных веществ в зависимости от вида топлива

Вид топлива

Q

Количество вредных веществ

СО

Углеводороды

NO2

Бензин

2,1

1,26

0,21

0,084

Дизельное топливо

0

0

0

0

Всего
V, л

1,26

0,21

0,084


Формула оценки концентрации окиси углерода:


где
0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхо­ждения, мг/куб.м;

N - суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобиль/час;

Кt — коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода;

Ка - коэффициент, учитывающий аэрацию местности;

Ку - коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от продольного уклона;

Кс - коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра;

Кb - то же в зависимости от относительной влажности воздуха;

Кр - коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода у пере­сечения улиц.

Таблица 6 - Коэффициент токсичности автомобилей

Тип автомобиля

Коэффициент Кti

Легковой

1,0

Лёгкий грузовой

2,3

Средний грузовой

2,9

Тяжёлый грузовой (дизельный)

0,2

Автобус

3,7


Значение коэффициента Ка учитывающего аэрацию местности, определяют по таблице 7.
Таблица 7 - Коэффициент аэрации местности


Тип местности по степени аэрации


Коэффициент Ка

Транспортные тоннели

2,7

Транспортные галереи

1,5

Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сто­рон

1,0

Жилые улицы с одноэтажной за­стройкой, улицы и дороги в выемке

0,6

Городские улицы и дороги с одно­сторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи

0,4

Пешеходные тоннели

0,3

Городские улицы с низкоэтажной застройкой

0,8

Значение коэффициента Ку, учитывающего изменение загрязнения воздуха оксидом углерода в зависимости от величины продольного уклона, определяют по табл. 8.
Таблица 8 - Коэффициент, учитывающий загрязнение воздуха окисью углерода в зависимости от продольного уклона улицы


Продольный уклон (в градусах)


Коэффициент Ку

0

1,00

2

1,06

4

1,07

6

1,18

8

1,55


Коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра Кс определяется по табл. 9.
Таблица 9 - Коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра


Скорость ветра, м/с


Коэффициент Кс

1

2,70

2

2,00

3

1,50

4

1,20

5

1,05

6

1,00


Значения коэффициента Кь, определяющего концентрацию окиси углерода в зависимости от относительной влажности воздуха, приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от влажности воздуха


Относительная влажность, %


Коэффициент Кь

100

1,45

90

1,30

80

1,15

70

1,00

60

0,85

50

0,75

Коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода Кр пересе­чения улиц приведен в таблице 11.
Таблица 11 - Коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода в местах пересечения улиц


Тип пересечения


Коэффициент Кр

Регулируемое пересечение:

- светофорами обычное

1,8

- светофорами управляемое


2,1

Нерегулируемое пересечение:

- со снижением скорости


1,9

- кольцевое

2,2

- с обязательной остановкой

3,0

Подставили значения коэффициентов в формулу и подсчитаем концентрацию окиси углерода:
 Данные вычислений по формуле приведены в таблице 12

Таблица 12.

Дата

Время наблюдения, ч

Концентрация CO, мг/м3

21.09.2019

10.00 -11.00

0,458

14.00-15.00

0,474

18.01.2020

10.00 -11.00

0,504

14.00-15.00

0,540

24.04.2020

10.00 -11.00

0,539

14.00-15.00

0,576

По представленным в таблице данным можно сделать вывод, что концентрация угарного газа на исследуемом участке в период наблюдений  не превышает предельно допустимую концентрацию по монооксиду углерода. Наибольшая концентрация СО зафиксирована с 14.00 до 15.00 каждого дня, что связано с окончанием рабочего времени работников школы, имеющих легковой автомобиль, и окончанием обеденного перерыва других водителей. Наименьшая концентрация СО зафиксирована с 10.00 до 11.00 ежедневно, что связано с началом рабочего дня.

По окончанию нашего задания предлагаем следующие варианты решения проблемы:

1. Увеличить количество зеленых насаждений по ул. Школьная. Для очищения воздуха от вредных выбросов рекомендуется сажать деревья: клен, осина, ольха (очищают воздух от угарного газа); желтая акация, липа, береза (хорошие поглотители свинца); клен американский, яблоня обыкновенная, ясень (очищают воздух от оксидов азота); тополь душистый, ива белая (очищают воздух от газообразных соединений серы); ель, сосна, ива белая, клен американский (очищают воздух от пыли).

2. Популяризировать велосипедный спорт, устроить велодорожку вдоль всей улицы.

3. Призывать использовать автотранспорт, работающий на более экологически чистом топливе или на электродвигателе.

4. Установка на бензиновые двигатели катализаторы.

5. Перевод бензиновых двигателей на метан.

6. Использовать топливо соответствующее нормам Евро-3.

5.1. Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования  

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

5.1

 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)

Сентябрь-октябрь 2023

 

Ноябрь 2023

 5

 

3

 

 6

11 класс

 

10 класс

 

9 класс

 Давидюк Н.А.

 

 

 

Булат Т.В.

1.Создание групп для выполнения задания.

2.Подбор и изучение методик для выполнения задания.

3.Оценка качества состояния атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной.

4. Оценка качества состояния атмосферного воздуха методом лихеноиндикации.

5. Оформление отчёта и размещение на сайте школы.

  

 1. Созданы две целевые группы для выполнения из числа учащихся 8-9 классов.

2.   Проведена оценка качества атмосферного воздуха методами биоиндикации хвои сосны обыкновенной и лихеноиндикации.

3. Полученные результаты обобщили, проанализировали и разместили на сайте школы.

 

 

 

Отчет о выполнении задания 5.1. «Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования»

Целевые группы: учащиеся 11 и 10 классов

Дата выполнения: сентябрь-октябрь

Количество участников: 8

Список участников:

Повх Анна

Зинчук Ирина

Тимошик Ангелина

Крейдич Анна

Грисюк Руслана

Кравцов Владислав

Гремчук Владислав

Кинчак Даниил

1. Определение состояния хвои сосны обыкновенной

Цель исследования: изучить влияние антропогенных факторов на состояние хвои сосны обыкновенной.

Объект исследования: хвоя сосны, подрост сосны обыкновенной.

Оборудование: тетрадь, лупа, линейка, пакетики для сбора хвои.

Участки обследования: участок №1 – участок древесных насаждений без антропогенного воздействия; участок № 2 – участок возле дороги (2-3 метра от дороги).

 Вводная беседа

  Биологическая индикация – это оценка состояния окружающей среды по реакциям растений и животных. Для оценки содержания токсических примесей в воздухе наиболее целесообразно использовать растения. Они осуществляют в десятки раз более интенсивный газообмен по сравнению с животными и человеком, обладают высокой чувствительностью и стабильностью ответной реакции на действие внешних факторов.

  На загрязнение воздуха наиболее сильно реагируют хвойные древесные растения. Характерными признаками неблагополучия газового состава воздуха служат появления разного рода хлорозов (отсутствие хлорофилла) и некрозов (отмирание тканей), уменьшение размеров ряда органов (длины хвои, побегов текущего года и прошлых лет, их толщины, размера шишек, сокращение величины и числа заложенных почек).

         Сосна обыкновенная (Pinus Sylvestris L.) достигает в высоту 35-40 метров. Ее листья-хвоинки живут 2-3 года и более, опадают постепенно, поэтому сосна относится к вечнозеленым растениям. Хвоинки сосны очень чувствительны к загрязнению воздуха: это проявляется в виде повреждений (хлорозы – мелкие желтые точки и некрозы – черные или темно-серые точки равномерно рассеянные по поверхности листовой пластинки) и усыханий.

         Для оценки загрязненности атмосферного воздуха можно провести следующие исследования:

1)  Определение состояния хвои сосны обыкновенной;

 Методика индикации чистоты воздуха по состоянию хвои сосны:

  1. Любое время года.
  2. На нескольких участках (отличающиеся степенью антропогенного воздействия) для исследования выбирают 5–10 одновозрастных сосен. С боковых побегов на высоте 1,5-2 метра отбирают 100-200 пар (и более) хвоинок второго и третьего года жизни.
  3. Анализ хвои проводят в лаборатории. Всю хвою осматривают и сортируют на три части: неповрежденная хвоя, поврежденная хвоя (хлорозы и некрозы) и хвоя с усыханием, затем подсчитывается количество хвоинок в каждой группе. Заполняем таблицу 1.
  4. Повреждения хвои (хлорозы и некрозы), а также усыхание хвои дополнительно оценивают по шкале (рис. 1). поражения хвои
  5. Полученные данные заносятся в таблицу 2.
  6. Сделать вывод о состоянии хвои на разных участках микрорайона школы.

 Результаты учетов состояния хвои сосны обыкновенной:

Участок №1 – участок насаждений сосны за школьным стадионом без антропогенного воздействия;

Участок № 2 – участок возле дороги (10-15 метров от дороги, ближе не нашлось).

 Таблица 1. Повреждение и усыхание хвои сосны обыкновенной в разных зонах

Повреждение и усыхание обследованных хвоинок

Номер ключевых участков

1

2

Общее число, обследованных хвоинок

100

100

Количество хвоинок с пятнами

62

86

Процент хвоинок с пятнами

62%

86%

Количество хвоинок с усыханием

5

2

Процент хвоинок с усыханием

5%

2%

Дата отбора проб

21.09.2023

21.09.2023

 Таблица 2. Результаты изучения классов повреждений и усыханий хвои сосны обыкновенной.

Участок

Дата отбора

Общее число обследованных хвоинок

Состояние хвои

Количество хвоинок с повреждениями (хлорозы и некрозы)

% хвоинок

с

пятнами

Количество хвоинок с усыханием

% хвоинок с усыханием

1

21.09.

2023

100

1-класс

2-класс

3-класс

 

36

51

13

 

 

36 %

51%

13%

1-класс

2-класс

3-класс

4-класс

 

95

2

2

1

95 %

2 %

2 %

1 %

2

21.09.

2023

100

1-класс

2-класс

3-класс

 

2

47

51

2%

47%

51%

1-класс

2-класс

3-класс

4-класс

91

6

2

1

91%

6 %

2%

1%

Выводы:

1)    Из данных таблицы 1 видно, что наиболее чистый атмосферный воздух характерен для участка №1 (древесные насаждения), так как здесь хвоя характеризуется меньшим повреждением (62 %) и меньшим усыханием (5 %) по сравнению с участком № 2, где повреждения хвои составляют 86 %, а усыхание – 2%.

2)    Из данных таблицы 2 видно, что неповрежденных хвоинок (хвоинок 1 класса) на участке № 1 составляет 36 %, а на участке №2 всего 2 %. Кроме того, хвоинки сосны произрастающей возле автодороги (участок № 2) имели налет пыли, что также говорит о загрязнении атмосферного воздуха на данном участке. Количество хвоинок второго класса на участке леса составляет 51 %, третьего класса – 11%. На участке же №2 , возрастает количество хвоинок третьего класса (51 %) и уменьшается количество хвоинок с повреждениями второго класса (47%), что говорит об антропогенном воздействии, главным образом, воздействии выбросов автотранспорта на состояние хвои сосны, и, следовательно, состояние атмосферного воздуха.

По классам усыхания также прослеживается антропогенное влияние на состояние хвои сосны: количество хвои без усыхания (усыхание 1 класса) на участке древесных насаждений и участке возле автодороги составляет соответственно 91% и 95%. Количество хвоинок с усыхание второго, третьего и четвертого классов на первом участке составляет 2%, 2% и 1 % соответственно. На участке же возле автодороги эти показатели увеличиваются: 6%, 2% и 1 % - хвоинок с усыханием второго, третьего и четвертого классов.

3)  Таким образом, на состояние хвои сосны, а соответственно, и чистоту атмосферного воздуха оказывает влияние близость автодороги.

2. Оценка качества состояния атмосферного воздуха методом лихеноиндикации.

Цель исследования: определить возможность использования эпифитных лишайников в качестве индикаторов техногенного загрязнения воздуха.

Объект исследования:  различные виды лишайников.

Оборудование: тетрадь, лупа, портновский сантиметр, сетка на прозрачном пластике.

Участки обследования: участок №1 (КП) – участок древесных насаждений без антропогенного воздействия; участок № 2 (ОП) – участок возле дороги (2-3 метра от дороги).

Методика индикации чистоты воздуха

Лихеноиндикация — один из важнейших и доступных методов экологического мониторинга. По результатам лихеноиндикационных исследований можно провести картографирование территории окрестностей школы, используя лихеноиндикационные индек­сы, которые позволяют оценить степень загрязненности воздуха населенных пунктов, а также зачастую отыскать источник вы­бросов в атмосферу — оконтурить его линиями минимальных в исследуемом районе значений показателя относительной чисто­ты атмосферы (ОЧА).

  Частота встречаемости лишайников

 Частота встречаемости эпифитных лишайников различна и тесно связана с двумя обстоятельствами:

а)  кислотностью коры деревьев (субстрата). На коре видов, имеющих нейтральную реакцию, обычно много питательных веществ и лишайники чувствуют себя лучше, чем на кислом субстрате;

б)загрязнением воздуха, неодинаковым в разных частях города (особенно диоксидом серы, выделяющимся при сгорании топлива — солярки, мазута, угля). Среди городской территории выделяют уровни (чаще всего три) — так называемые "зоны

лишайников".

Встречаемость лишайников в разных частях города в зависимости от среднего количества диоксида серы в воздухе.

  

"Зоны лишайников"

Район города

серы

Лишайниковая пустыня" ли­шайники практи-чески отсут­ствуют

 

Центр города и промышлен­ные районы с сильнозагряз-ненным

свыше

0,3 мг/м3

 

Зона "соревнования" — районы города со средней загрязненностью

Флора бедна — фисции, анаптихии, леканоры, ксантории

0,05-0,3

мг/м3

формальная" зона — периферийные районы и пригороды

Встречаются виды естествен­ных ландшафтов — пармелии, алектории и

менее 0,05 мг/м3

 Методы расчета загрязненности атмосферы по встречаемо лишайников основаны на следующих закономерностях:        

  1. Чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречается в нем видов лишайников (вместо десятков может быть один два вида).
  2. Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.
  3. При повышении загрязненности воздуха исчезают первыми кустистые лишайники (растения в виде кустиков с широким плоским основанием); за ними — листоватые (растут в виде чешуек, отделяющихся от коры); последними — накипные
    (имеют слоевище в виде корочки, сросшейся с корой).

На основании этих закономерностей можно количественно оценить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона школы.

Закладывают две пробных площади - опытную (ОП) вблизи ис­точника техногенного загрязнения и контрольную (КП) на некотором удалении от него. Выявляют видовой состав лишайников, их жизнен­ные формы (кустистая, листоватая, накипная).

Выбирают модельные деревья в количестве 10 штук одной по­роды разных по диаметру стволов в ступени толщины. Для подбора учетных деревьев должен быть предварительно произведен перечет деревьев по ступеням толщины.

 У 10 деревьев на высоте 1,3 м и у корневой шейки с северной и южной сторон при помощи сетки измеряют проективное покрытие лишайников, определяют высоту подъема лишайников по стволу. Для гипогимнии вздутой устанавливают цвет, размеры и состояние тал­лома.

По результатам измерений следует, что на всем протяжении ствола длиной  130 см  пересечения ленты с талломами наблюдались на отметках: 7,0-8,4 см, 12,5-13,8 см, 30,0-32,5 см, 46,4-48,8 см. Общая сумма "протяженности" лишайников составляет 7,6 см (1,4 + 1,3 + 2,5 + 2,4). По пропорции 130 см - 100%, 7,6 см - х % (7,4/80 х 100), нашли величину проективного покрытия - 5,85%. Затем нашли среднее проективное покрытие для выбранных деревьев: 8,14%. 

Ученики не очень хорошо разбираются в видовом составе лишайников, поэтому данный метод не совсем точен, но даже при самом беглом осмотре можно сделать вывод, что изобилие видов и большая площадь покрытия деревьев лишайниками говорит нам о том, что у нас состав атмосферного воздуха вполне пригодный для жизнедеятельности человека.