О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ
(Областная тема)
Наркотики были издавна известны практически во всех мировых цивилизациях: в Древнем Египте, в Вавилоне, в Древней Греции, Древнем Риме, у ацтеков, инков, в Древней Индии, Китае и даже у народов Крайнего Севера.
Девятнадцатый век положил начало массовому потреблению концентрированных наркотиков. В первом десятилетии был получен в чистом виде морфин, во второй половине столетия – кокаин, а в 1874 г. из морфина был выделен героин. Все данные вещества первоначально использовались в качестве лекарств, они рекламировались различными компаниями, что подтолкнуло к их широкому распространению.
В Китае в конце XIX века более трети населения употребляло опиум. Это привело в 1840 г. к первой опиумной войне, в результате которой экономика Китая пришла в упадок, ослабло управление государством, а к 1914 г. численность наркоманов в Китае превысила 10 млн. человек.
В США широкое использование опиума в военно-медицинских целях привело к тому, что при прекращении его выдачи солдатам у них возникали тяжелые патологические состояния, лишь позже оцененные как абстинентный синдром. Согласно докладу правительства, в 1912 г. в США в результате потребления кокаина и героина скончалось более 5000 человек, что было обусловлено наличием беспрепятственного доступа к таким наркотическим средствам.
В начале ХХ века общество осознало серьезность проблемы массового распространения наркомании, в связи с чем актуальным стал вопрос об установлении контроля за потреблением и распространением наркотических веществ. Одновременно появились первые способы лечения зависимости, которые не всегда являлись успешными.
В этот же период международное сообщество приступило к разработке первых международных конвенций в сфере контроля над наркотиками. Перечень подконтрольных веществ постоянно корректируется, уточняется и дополняется.
В 1983 г. в Вене состоялась 30-я сессия комиссии ООН по борьбе с распространением наркотических средств, на которой была создана временная оперативная группа по наблюдению, контролю и координации действий в глобальном масштабе по борьбе с распространением и употреблением наркотиков.
В 1988 г. принята конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков.
До распада СССР проблема наркотиков в целом находилась под контролем мощной государственной системы с огромным арсеналом средств воздействия, начиная с ограничения зарубежных контактов и заканчивая идеологическим процессом. Нелегально использовались, в основном, маковая солома, конопля, ацетилированный опий, первитин; синтетические наркотики отсутствовали в обороте.
С распадом СССР ухудшение уровня взаимодействия и активности правоохранительных органов стран СНГ привело к тому, что наркоситуация в данном регионе резко обострилась. Рост употребления наркотических средств повлек увеличение наркопреступности. Произошла интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка, возрасли изъятия опия, героина, кокаина, ЛСД по отношению к традиционным наркотикам растительного происхождения.
В 1990 г. создана Программа ООН по международному контролю за наркотиками, в национальном масштабе разработана «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками» и первые государственные программы противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту.
В результате предпринятых практических мер направленных на предупреждение, профилактику преступлений, обеспечения действенного контроля в отношении наркозависимых лиц в первом полугодии 2023 года продолжается тенденция снижения количества регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Органами внутренних дел выявлено 2183 наркопреступления (аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 2436, -253, -10,4%), из которых 2067 (АППГ – 2332, -265, -11,4%) – непосредственно связано с незаконным оборотом наркотиков.
Зарегистрировано 1194 преступления, связанных со сбытом психоактивных веществ (54,7% от всех преступлений, предусмотренных ст. 328 УК; АППГ – 1400, 57,5%).
Задержано 1110 лиц (АППГ – 1233, -123, -10%) совершивших наркопреступления, в том числе непосредственно за сбыт психоактивных веществ – 435 (АППГ – 527, -92, -17,5%) человек.
Возбуждено 17 (АППГ – 9) уголовных дел, за незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, либо их прекурсоров или аналогов.
Пресечена деятельность 53 (АППГ – 46) помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений.
В отчетном периоде снизилось количество задержанных несовершеннолетних, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Привлечено к ответственности 40 подростков (АППГ – 64, -24, -37,5%). На 56,6% снизилось количество совершенных ими преступлений или при их участии (33; АППГ – 76, -43), в том числе на 56,7% с целью сбыта (26; АППГ – 60, -34).
Анализ социального портрета лиц, задержанных за незаконный оборот наркотиков, показывает, что 65,2% (АППГ – 65,2%) составляют категорию лиц незанятых трудовой деятельностью. В отчетном периоде задержано 732 (АППГ – 816, -84, -10,3%) таких лица.
Продолжается наметившаяся тенденция сокращения количества зарегистрированных фактов смертей, вызванных от передозировки наркотиком.
Основными признаками, свидетельствующими о потреблении наркотиков или причастности к их незаконному обороту являются:
– состояние опьянения без запаха спиртного;
– запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);
– состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации);
– нарушение сна: много спит или перестает спать;
– периодически много ест или совсем теряет аппетит;
– частые смены настроения, чрезмерная эмоциональность, которая может сменяться «уходом в себя», депрессией;
– у ребенка постоянный насморк, он шмыгает носом и трет нос;
– замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье;
– «зашифрованные» малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка, клад, колеса, приход и т.п.) и обрывков фраз («мне надо, как там дела?, достал?, у тебя все нормально, можем встретиться?» и т.п.);
– резкое снижение успеваемости, увеличение количества прогулов занятий;
– потеря интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;
– потеря старых друзей, не желание находить новых;
– постоянно просит денег, не говорит на что;
– долгое отсутствие дома, при этом из дома пропадают вещи;
– изменилась речь, появились незнакомые слова;
– избегает раздеваться даже на пляже, постоянно ходит в одежде с длинными рукавами, даже в летнее время;
– стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.
– обнаружение среди вещей пакетов ziplock, кусочков фольги, шприцов, изоленты, магнитов, банковских карточек, наличных денег и т.п.
Обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Беларусь в настоящее время во многом связана с использованием глобальной сети Интернет в качестве специфического канала наркоторговли.
По материалам сотрудников аналитической разведки в отчетном периоде пресечена деятельность 14 интернет-магазинов, размещавшихся в теневом сегменте сети интернет и занимавшихся сбытом наркотиков (АППГ – 9).
В первом полугодии в Министерство информации Республики Беларусь направлено 138 уведомлений о необходимости ограничения доступа к сайтам (АППГ – 170).
Особую опасность представляет тот факт, что возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети доступны широким массам населения. Причины повышенного интереса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть особые условия не только для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и потребителей наркотических средств, но и для систематического решения иных масштабных криминальных задач, таких, например, как координация деятельности транснациональных преступных формирований и реализация эффективных схем «отмывания денег».
Широкие возможности анонимного приобретения психоактивных средств с использованием телекоммуникационных устройств в сети, а также участия в сбыте наркотиков получают дети и подростки.
В настоящее время стандартные приемы профилактики становятся малоэффективными, т.к. мы имеем дело со своеобразной молодежной субкультурой, тесно связанной с виртуальным пространством и дистанционным общением.
Этим обстоятельством и пользуются хозяева интернет-магазинов по продаже наркотических средств и психотропных веществ, набирая новых закладчиков и курьеров из числа несовершеннолетних. Они предлагают не только с виду хорошо оплачиваемую работу, не требующую больших физических и временных затрат, но и связанную с использованием привычных гаджетов и Интернета, дающих ложное чувство безопасности.
Соответственно и профилактика должны быть на всех уровнях, не только в виде бесед о недопустимости противоправного поведения, жесткости наказания или вреде употребления наркотиков. Необходимо обращать внимание на ряд вроде бы безобидных признаков, которые свидетельствуют о возможном приближении беды.
Так, первые предложения о трудоустройстве проходят в основном в социальных сетях, как правило, это «Вконтакте» и «Одноклассники», либо путем веерной рассылки сообщений о высокооплачиваемой работе в мессенджерах.
После получения согласия дальнейшее общение проходит в одном из мессенджеров, чаще всего в Telegram, здесь же происходит обучение методам конспирации, и основным приемам работы. Также существует система, работающая по принципу финансовой пирамиды, кода за каждого вновь приведенного работника нашедшему полагается денежная премия. В данном случае вербовщиками выступают уже сами дети и подростки.
Большинство используемого наркосбытчиками программного обеспечения имеет специфические функции и не используется рядовыми законопослушными пользователями.
В целях сохранения анонимности и скрытости противоправной деятельности стал приобретать популярность анонимный браузер TOR, «луковый роутер», работающий в теневом сегменте Интернета (DarkNet) и позволяющий пользователям не быть замеченными и уязвимыми. Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение. Суть работы данного браузера заключается в том, что он позволяет гражданам посещать сайты, заблокированные на территории страны проживания, путем замены IP адреса, оставаясь при этом незамеченными.
Даркнет – это самый закрытый отдел мировой паутины (своеобразная, глубинная, не видная обычному глазу часть айсберга, причем как и в случае с айсбергом гораздо более массивная), куда не заходят даже поисковые роботы. Чем больше развивается интернет-цензура, тем более даркнет становится востребованным и тем более удобными становятся инструменты для работы с ним. И если во всем остальном интернете владельцы сайтов пытаются повысить рейтинг сайта и увеличить его посещаемость, то вот в темном сегменте стараются сделать сайт как можно менее заметным для рядовых сторонних пользователей, и, естественно, для органов правопорядка. Для того чтобы попасть в даркнет, необходимо использовать браузер TOR. Нахождение подобной программы на компьютере или телефоне ребенка прямой сигнал о том, что он уже втянут во что-то противозаконное или это вот-вот случится.
Итак, технология ТОР позволяет заходить на сайты и скачивать что-то из сети не оставляя после себя никаких следов.
Это же относится к использованию для подключения к различным интернет-ресурсам прокси-серверов. Данные приложения позволяют обходить запреты на посещение определенных сайтов. Например, постоянно ведется работа по отслеживанию сайтов пронаркотической направленности и блокировке доступа к ним с территории Республики Беларусь. А при помощи VPN или прокси данная блокировка удачно обходится.
Итак, как уже было сказано, использование программ для посещения даркнета, набора мессенджеров, особенно содержащих чаты в закрытых группах, приложений для определения GPS-координат, специального обеспечения для скрытия истинных IP-адресов совершенно не нужно для обычного общения и эксплуатации смартфонов или персональных компьютеров. Их появление свидетельствует о вовлечении ребенка в противоправную деятельность.
Что касается обычного сайта наркоторговцев, то он выглядит как классический форум. Много веток, содержащих разнообразный контент, с возможностью комментариев и вывод удачных высказываний в отдельную ветку.
Теперь перейдем к главной составляющей любой работы, легальной или нет. Собственно говоря, это ее оплата.
В настоящее время использование электронных кошельков при организации сбыта наркотиков становится менее актуальным в связи с тем, что финансовая составляющая наркобизнеса в основном переориентировалась на криптовалюту, которая не имеет физического выражения, ее эмиссию никто не регулирует и не контролирует. Криптовалюта выпускается непосредственно в сети и никак не связана ни с какой-либо обычной валютой, ни с любой государственной валютной системой. Все операции с криптовалютой фактически обезличены. Ее надо менять, а это тоже делается в виртуальном пространстве. Отсюда возникает необходимость в банковских картах.
Также отдельными крупными магазинами для выплаты заработной платы в настоящее время используются обычные банковские платежные карты, в том числе и оформленные на имя учащихся карты ОАО «АСБ Беларусбанк». Однако, наркодилерами могут выдаваться закладчикам и карты оформленные на подставных лиц, в том числе и иностранных банков (как правило российских).
Также необходимо обращать внимание на попытки регистрации на криптообменных площадках, использовании электронных денег, неизвестных Вам сим-карт, банковских платежных карт и т.д.
Таким образом, необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. С кем они переписываются, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так установлением одной из программ родительского контроля. Большое количество таких приложений совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.
Родительский контроль – приложение или программа, ограничивающая те или иные функции гаджетов: смартфонов, ноутбуков.
На сегодняшний день именно смартфоны в основном используются для просмотра различных веб-страниц и поиска контента в Интернете.
Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений – создание фильтра web-сайтов. Здесь, в принципе, все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие – нельзя. Обычно предлагается два варианта ограничений. В первом приложение работает с определенной базой данных, где содержатся сайты с содержанием категории 18+. Желательно, чтобы список регулярно обновлялся через интернет, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. Кроме того, родители могут расширять черный список сайтов на свое усмотрение. Во втором случае применяется более жесткий способ контроля – создание белого списка. Ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Минус подобного контроля заключается в чрезмерной строгости и необходимо часто корректировать список в соответствии с безобидными увлечениями ребенка.
Еще один способ родительского контроля заключается в фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается.
Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, то происходит блокировка отправки сообщения.
Выбирать программу для родительского контроля следует индивидуально исходя из наличия, функциональности и соответствия конкретным запросам следующих функций приложений и сервисов:
- защита настроек родительского контроля паролем;
- сокрытие браузера и приложений;
- запрет на установку и удаление приложений;
- запрет на совершение встроенных покупок и запрос на разрешение покупок;
- фильтрация контента онлайн-магазинов по возрастному цензу;
- фильтрация веб-сайтов по принципу «разрешено/запрещено все, кроме»;
- ограничение на громкость воспроизводимой музыки;
- ограничение на использование мобильных данных;
- ограничение по времени использования устройства и блокировка устройства в определенный временной интервал, а также возможность удаленной блокировки;
- отслеживание местоположения ребенка. Приложения позволяют узнать не только где ребенок находится в данный момент, но и посмотреть историю перемещений за месяц. В отдельных случаях программа оповещает родителей, что ребенок вышел за пределы доверительной локации или подобрался к нежелательным районам (рынки, вокзалы, пустыри и т.д.);
- кнопка паники (в случае чрезвычайной ситуации позволяет ребенку нажать на тревожную кнопку, и информация об этом будет срочно отправлена на родительское устройство вместе с координатами ребенка);
- мониторинг истории звонков, SMS-трекер;
- статистика использования устройства;
- контроль общения. Здесь функционал значительно различается в зависимости от приложения. Одни позволяют родителю увидеть только список звонков, другие – читать СМС-сообщения и прослушивать телефонные звонки, третьи – дадут знать, что происходит в переписке посредством социальных сетей.
ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2023 ГОДА
(Областная тема)
В 1 полугодии область выполнила все доведенные целевые показатели.
- Валовой региональный продукт (далее - ВРП) увеличился на 2,5 % за счет высоких темпов роста в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле. По темпу роста ВРП область занимает третье место в стране.
- Инвестиции в основной капитал выросли на 26,3 % (1 место), а совокупные доходы консолидированного бюджета – на 22,5 %.
- Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, которая является средней величиной для всех работников всех организаций, увеличилась на 18,4 % при задании на 6,8 % до 1 696,1 руб. Соотношение средней заработной платы в бюджетной сфере и в целом по области составило 85,1 %.
- Экономическое развитие области сопровождается снижением затрат: по итогам 1 квартала они уменьшились на 1,3 процентных пункта (далее - п.п.) при задании 0,5 п. п. (2 место в республике).
В целом в промышленности области за январь-июнь 2023 г. производство выросло на 3,6 %, в том числе в горнодобывающей – на 12,8 %, обрабатывающей – на 6,3 %. При этом уровень запасов готовой продукции на складах области достиг 109,7 % среднемесячного объема производства (или 1443,99 млн. руб.), прежде всего, за счет предприятий республиканского подчинения (195,8 % или 664,4 млн. руб.). В организациях местного подчинения он составил 64,1 % среднемесячного объема производства, без ведомственного подчинения – 98,0 %.
Удельный вес отгруженной инновационной продукции вырос на 0,5 п. п. до 9,9 % в общем её объеме организаций обрабатывающей промышленности.
В I квартале 2023 г. предприятия произвели импортозамещающей продукции на сумму 260,5 млн. долл. США, что на 6,9% выше аналогичного периода 2022 года.
Справочно:
На предприятии «Березовское» запущено импортозамещающее производство покровного грунта, который необходим, прежде всего, для выращивания шампиньонов. Ежегодно планируется выпуск 20 тысяч тонн продукции, что позволит в полном объеме удовлетворить потребности внутреннего рынка.
По темпам роста валовой продукции сельского хозяйства область занимает 1 место в республике как во всех категориях (106,3 %), так и в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (106,7 %). Темп роста в животноводстве достиг 107,2 %, в растениеводстве – 102,2%.
Организациями области в первом полугодии привлечено 2 450,7 млн. руб. инвестиций в основной капитал, в т.ч. по 20 проектам Брестской области «1 регион – 1 проект» – 30,4 млн. руб.
Справочно:
В июле 2023 года в Пружанском районе открыт высокотехнологичный молочно-товарный комплекс ОАО «Великосельское Агро».
В мае 2023 года на торфобрикетном заводе «Гатча-Осовский» установлена новая производственная линия по отбору торфяной сушенки в автоцистерны, что позволит увеличить объем производства этой продукции вдвое – до 150-180 тонн в сутки.
На ОАО «Давид-Городокский электромеханический завод» реализуется проект по выпуску литых пластиковых контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. Производственная линия в июле 2023 года вышла на запланированную мощность – 50 тыс. единиц в год.
Розничный товарооборот за полугодие вырос на 4,6 % до 4,4 млрд. руб., товарооборот общественного питания вырос на 15,5 % до 228,5 млн. руб. Оптовый товарооборот составил чуть больше 3 млрд. руб., данный показатель в сопоставимых ценах остается примерно на уровне прошлого года (99,7 %). За это время в Брестской области открыто 107 торговых объектов площадью 7,36 тыс. кв. м., 33 объекта общепита на 581 место, 144 объекта бытового обслуживания населения, в т.ч. в сельской местности – 22.
Экспорт товаров и услуг предприятий Брестской области за январь-май 2023 г. вырос на 6,4 %. Сформировано положительное внешнеторговое сальдо 658,7 млн. долл. США. При этом экспорт товаров увеличился на 7,4 %, достигнув 1464,6 млн. долл. США.
Доля стран ЕАЭС в нем возросла до 82,4 %, в том числе Российской Федерации до 77,6 % за счет роста спроса на рыбу, сыры, верхнюю одежду (прежде всего, трикотаж), пиломатериалы. Доля рынка Европейского союза снизилась до 7,3 %. Поставки товаров в Китай увеличились в 1,9 раза, его доля в экспорте области достигла 5,1 %.
Справочно:
В июне 2023 года в Китай была доставлена первая пробной партии продукции ОАО «Торфопредприятие «Глинка» Столинского района.
Крупнейшими экспортерами являются ОАО «Савушкин продукт» (занимающий в промышленном производстве г. Бреста более 30 %), СП «Санта Бремор» (11 %), ОАО «Брестский мясокомбинат» (свыше 6 %). Именно благодаря высокому качеству продукции экспортный потенциал Брестчины постоянно расширяется.
Справочно: По результатам конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» за 2022 год, область стала лидером среди регионов страны по количеству лауреатов с присвоением почетных званий 55-ти товарам, произведенным 37-ю предприятиями региона. Так, лучшим в молочной отрасли признан ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный комбинат», дипломов за стабильное качество удостоены 8 субъектов хозяйствования.
Экспорт услуг за 1 полугодие сократился на 2,7 % до 138,6 млн. долл. США. В тоже время, отмечается рост спроса россиян на туристические туры в Беларусь на 30 – 50 % выше показателей прошлого периода. Согласно результатам исследования Института социологии НАН о туристических предпочтениях белорусов, в 2023 году Брест стал самым популярным городом для посещения.
В Брестской области на 1 июля 2023 г. на налоговом учете состояли 8613 микро-, малых и 304 средних организации, 34286 индивидуальных предпринимателей. За 1 полугодие от них в консолидированный бюджет области поступило 496,2 млн. рублей, или 41,4 % налоговых поступлений бюджета области (темп роста 116,6 %). Зарегистрировано 406 новых коммерческих организаций (67,6 % годового плана), в том числе 64 промышленных с потенциально инновационной продукцией, а также 1639 предпринимателя.
Справочно:
В первом полугодии в СЭЗ «Брест» зарегистрировано ЧТУП «ЭВиЯР», планирующее производство светодиодных систем освещения на свободных площадях Брестского электромеханического завода, для чего за три года будет инвестировано не менее 500 тысяч евро и создано 20 рабочих мест.
За пять месяцев 2023 г. выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций в целом по области выросла на 12,9 % до 15,4 млрд. руб., чистая прибыль – на 14,9 % до 1 млрд. руб., что значительно опережает республиканские темпы роста данных показателей (на 8,1 и 3,8 % соответственно). Рентабельность продаж составила 6,8 %, по организациям местной подчиненности – 8,5 %.
Количество убыточных организаций на 01.06.2023 составило 122 ед., их удельный вес в общем количестве – 13,8 % (по республике – 16,3%), сумма убытков снизилась на 15,0 % (до 112,3 млн. рублей). На 1 убыточную организацию области в среднем приходится 900 тыс. рублей убытка (по республике – 1,6 млн. руб. убытков).
Просроченная внешняя дебиторская задолженность на 1 июня 2023 г. уменьшилась за месяц на 5,4 % до 40 млн. руб. Удельный вес внешней просроченной дебиторской задолженности в её общей сумме является самым низким в стране (2,9 %, по РБ – 7,2 %).
«Об итогах социально-экономического развития Кобринского района
за 1 полугодие 2023 года»
В Кобринском районе за первое полугодие
2023 года выполнены:
- 2 из 4 поквартальных заданий, установленных решением Брестского областного исполнительного комитета (далее - облисполком) от 26 декабря 2022 г. № 790 «О проекте прогноза социально-экономического развития Брестской области на 2023 год» (далее – решение № 790): по темпам роста совокупных поступлений доходов в бюджет Кобринского района и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы;
- 3 из 4 индикативных показателей, установленных решением № 790: индекс физического объема промышленного производства, валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в том числе в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, розничный товарооборот торговли через все каналы реализации;
- задания по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов, в том числе для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляющих строительство с государственной поддержкой, установленные решением облисполкома
от 26 января 2023 г. № 38 «О строительстве в Брестской области жилых домов в 2023 году»;
- целевой показатель по удельному весу отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций обрабатывающей промышленности, установленный решением облисполкома от 26 января 2023 г. № 39 «Об итогах социально-экономического развития Брестской области за 2022 год и задачах на 2023 год».
Не обеспечено выполнение:
- поквартального задания по темпу роста инвестиций в основной капитал;
- норматива снижения уровня затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по организациям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам (за январь-март 2023 года);
- индикативного показателя по темпу роста строительно-монтажных работ.
Промышленность. Объем производства продукции промышленности за январь-июнь 2023 года в фактических отпускных ценах с учетом стоимости давальческого сырья составил 543547 тыс. руб. или 121,1% к уровню соответствующего периода 2022 года, в том числе:
- по предприятиям местного подчинения – произведено продукции на сумму 239604 тыс. руб., темп роста 113,7%, удельный вес – 44,1%
в общем объеме производства;
- по предприятиям республиканского подчинения – 25478 тыс. руб., темп роста – 98,6%, удельный вес – 4,7%;
- по предприятиям без ведомственной подчиненности – 278465 тыс. руб., темп роста – 131,1%, удельный вес – 51,2%.
Уровень запасов готовой продукции на промышленных предприятиях района на 01.07.2023 составил 102921 тыс. руб. или 141,4% к среднемесячному объему производства, в том числе по предприятиям коммунальной собственности – 15246 тыс. руб. (38,2%), республиканского подчинения – 11292 тыс. руб. (301,3%), без ведомственной подчиненности – 76383 тыс. руб. (262,4%).
Уровень запасов готовой продукции в целом по району увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2022 года на 64,4 п.п.
(1 полугодие 2022 года – 77,0%), причем наибольшее увеличение произошло в организациях без ведомственной подчиненности – на
129,2 п.п. (1 полугодие 2022 года – 133,2%), а также в организациях республиканской формы собственности – на 120,9 п.п. (1 полугодие 2022 года – 180,4%).
Удельный вес отгруженной инновационной продукции на 01.07.2023 составил 9,9% в общем объеме отгруженной продукции по району или 41247 тыс. руб., в т. ч. на предприятиях республиканского подчинения – 2,3%, местного – 9,3%, без ведомственного подчинения – 11,6%. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в целом по району увеличился на 2,5 п.п. по сравнению с соответствующим периодом 2022 года (7,4%).
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций обрабатывающей промышленности за 1 полугодие 2023 года составил 10,3% при годовом задании 8,5%.
Сельское хозяйство. По итогам работы за январь-июнь 2023 года темп роста валовой продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях района составил 115,0% при задании 101,0%. Обеспечили выполнение задания по темпам роста валовой продукции 15 хозяйств.
Продукция животноводства в объеме валовой продукции сельского хозяйства за 1 полугодие 2023 года составила 93,1%, темп роста к соответствующему периоду 2022 года – 116,3%; продукция растениеводства – 6,9% и 99,5% соответственно.
В объеме производства продукции животноводства производство молока занимало 70,3%, увеличено за 1 полугодие 2023 года на 12,6 тыс. тонн или на 18,3%.
Поголовье крупного рогатого скота (далее - КРС) на 01.07.2023 составило 59879 голов и увеличилось на 1201 голову или на 2,0% к соответствующему периоду 2022 года. Среднесуточный привес КРС по району составил 649 гр., что на 107 гр. больше, чем в соответствующем периоде 2022 года.
Поголовье дойных коров на 01.07.2023 увеличилось на 1224 головы к уровню соответствующего периода 2022 года и составило 22830 голов.
В среднем на одну корову за 1 полугодие 2023 года надоено 3551 кг молока («плюс» 414 кг).
Товарность молока за 1 полугодие 2023 года составила 93,2% («плюс» 0,4 п.п. к уровню соответствующего периода 2022 года).
Реализовано молока сортом «Экстра» – 77,0%, высшим сортом–21,5%, первым сортом – 1,5%.
За 1 полугодие 2023 года выращивание КРС составило 4505 тонн или 115,3% к уровню соответствующего периода 2022 года.
На 1 июля 2023 года хозяйствами района заготовлено 36660 тонн кормовых единиц травянистых кормов, что составляет 101,5% к уровню соответствующего периода 2022 года или 8,0 центнера кормовых единиц на 1 условную голову (1 полугодие 2022 года – 8,1 центнера кормовых единиц).
Строительство. За январь-июнь 2023 года объем строительно-монтажных работ составил 76071 тыс. руб., темп роста – 94,5% к соответствующему периоду 2022 года в сопоставимых ценах. Невыполнение доведенного району задания по объемам СМР обусловлено отсутствием в районе крупных инвестиционных проектов.
За январь-июнь 2023 года выполнено подрядных работ на сумму 43902 тыс. руб., что составляет 112,1% к соответствующему периоду 2022 года в сопоставимых ценах, в том числе предприятиями государственной собственности – 10129 тыс. руб. (138,7%), частной собственности – 33773 тыс. руб. (106,0%). Строительными организациями района портфель заказов сформирован под полную загрузку мощностей.
За январь-июнь 2023 годаза счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 23201 кв.м. общей площади жилых домов, что составляет 51,6% от годового задания, в том числе для граждан состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляющих строительство с государственной поддержкой введено 8658 кв. м (47,6% от доведенного задания).
Введен в эксплуатацию 1 многоквартирный жилой дом площадью 5012 кв.м. (84 квартиры). Индивидуальными застройщиками введен в эксплуатацию 121 жилой дом общей площадью 18189 кв.м., из них в г. Кобрине – 55 домов общей площадью 8368 кв.м., в сельской местности– 66 домов общей площадью 9821 кв.м.
На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры освоено средств 3821,13 тыс. руб., в том
числе на объекты в кварталах индивидуальной жилой застройки – 1852,01 тыс. руб.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Решением Кобринского районного Совета депутатов от 12 марта 2021 г. № 156 разработан Региональный комплекс мероприятий по реализации в Кобринском районе Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021-2025 годы. Для оценки эффективности реализации Государственной программы определены 2 сводных и 11 целевых показателей социально-экономического развития. По итогам работы
за январь-май 2023 года выполнение данных показателей выглядит следующим образом.
Сводные показатели:
1. Обеспеченность потребителей водоснабжением питьевого качества. На 1 июля 2023 года показатель обеспеченности потребителей качественной питьевой водой составляет 99,5% при годовом задании 99,4%. В 2023 году обеспечение данного показателя осуществляется за счет строительства станции обезжелезивания в аг. Хидры, деревнях Плянта и Корчицы.Станция обезжелезивания в д. Корчицы введена в эксплуатацию 15 мая 2023 года. Ведутся работы на станциях обезжелезивания в аг. Хидры и в д. Плянта.
Освоение годовых ассигнований на 01.07.2023 составило 66,5%.
2. Снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению (в сопоставимых условиях).
Снижение затрат в сопоставимых условиях к уровню 2022 года за январь-июнь 2023 год составило 5,3% при плане 5%. Задание выполнено всеми предприятиями ЖКХ района.
Согласно разработанному предприятиями комплексному плану мероприятий по снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг на 2023 год, снижение затрат запланировано в сумме 1410,44 тыс. руб. За истекший период данные мероприятия выполнены на 52,2% или 735,6 тыс. руб.
Целевые показатели:
- Уменьшение количества претензий на качество оказываемых ЖКУ.
По данным единого контакт-центра 115, за период с января по июнь 2023 года количество поступивших обращений по Кобринскому району составило 1329 заявок (за январь-июнь 2022 года – 1164 заявки),
рост составил 16%.
По государственному предприятию «Кобринское ЖКХ» за период январь-июнь 2023 года поступило всего 995 заявок или 72% от общего их количества. Из их общего количества 641 заявка является претензионной. Неисполненных заявок, поступивших за данный период, не имеется.
Существуют вопросы, которые наиболее актуальны в течение всего года. Например, проблемы благоустройства дворовой территории: посадка деревьев, кустов; восстановление зеленых зон; ремонт пешеходных связей и т. д. Также имеются проблемы по санитарному состоянию мест общего пользования подъездов, дезинфекции, работе водоснабжения.
Однако основными видами обращений являются следующие: электроснабжение (157 обращений), автодороги и тротуары (112), бытовые услуги (108), водоснабжение и канализация (103), общестроительные работы (81), санитарное содержание территорий (49) и другое.
По КУПП «Кобринрайводоканал» за период январь-июнь 2023 года поступило334 заявки или 24% от общего количества, из них 329 претензионных. Неисполненных заявок, поступивших за данный период, не имеется.
Тематика письменных претензий, поступающих в КУПП «Кобринрайводоканал» состоит из вопросов о плохом качестве холодного водоснабжения, о низком давлении во внутренних сетях водоснабжения.
С целью повышению уровня обслуживания клиентов посредством единого круглосуточного контакт-центра 115 ежеквартально на заседаниях Кобринского райисполкома рассматривается вопрос о принимаемых мера государственным предприятием «Кобринское ЖКХ» и КУПП «Кобринрайводоканал» по уменьшению количества претензий на качество оказываемых услуг.
2. Ремонт и (или) реконструкция придомовых территорий многоквартирных жилых домов.
В 2023 году необходимо отремонтировать 2 дворовые территории или 2% от их общего количества в соответствии с доведенным заданием.
Будет осуществлен ремонт дворовой территории многоквартирного жилого дома №60/1 по ул. Дзержинского, а также дворовой территории группы многоквартирных жилых домов №12, №14, №16, №18 по
ул. 700-летия Кобрина в г. Кобрине. В бюджете на данные цели предусмотрено 240 тыс. руб. В настоящее время работы ведутся на дворовой территории многоквартирного жилого дома №60/1
по ул. Дзержинского.
3. Потери тепловой энергии собственного производства организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Общая протяженность тепловых сетей, находящихся на обслуживании государственного предприятия «Кобринское ЖКХ» – 151,9 км., из них ПИ-трубами - 134,7 км, что составляет 88,7%.
В 2023 году в Кобринском районе запланировано произвести замену не менее 4% тепловых сетей или 6,4 км. Замена тепловых сетей будет производиться на 11 объектах. По всем объектам имеется проектно-сметная документация с положительным экспертным заключением ДРУП «Госстройэкспертиза по Брестской области», произведена закупка материалов для выполнения работ.
В настоящее время работы завершены на 8 объектах общей протяженностью 4,4 км, ведутся работы на 3 объектах общей протяженностью 2,6 км.
Предельная норма технологических потерь тепловой энергии утверждена на январь-июнь 2023 года в размере 11,2% (фактически за январь-июнь 2023 года – 10,71%).
- Ввод общей площади жилых домов после капитального ремонта.
В текущий график капитального ремонта жилищного фонда на 2023 год включено 10 объектов общей площадью 15,1 тыс. кв.м., на ремонт которых запланировано направить 3,4 млн. руб., в том числе 1,4 млн. руб. бюджетного финансирования.
По всем 10 объектам капитального ремонта жилищного фонда Кобринского района имеется положительное экспертное заключение ДРУП «Госстройэкспертиза по Брестской области», проведены процедуры торгов по выбору подрядной организации и заключены договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ.
В настоящее время работы завершены на 7 объектах общей площадью 10,8 тыс. кв.м. или 71,5% от годового задания. Ведутся работы на 3 объектах общей площадью 4,3 тыс. кв.м.
В план капитального ремонта на 2024 год запланировано 9 объектов общей площадью 15,1 тыс. кв.м. В настоящее время по всем объектам заключены договора на проектирование.
- Замена в жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации.
В 2023 году замены лифтового оборудования производится не будет в связи с отсутствием объектов с превышающими сроками эксплуатации.
В 2024 году запланирована замена одного лифта в доме №3/2 по
ул. Парковой в г. Кобрине. Управление общим имуществом данного жилого дома осуществляет ЖПК-1 г. Кобрина. Проектно-сметная документация по замене лифтового оборудования изготовлена, имеется положительное заключение ДРУП «Госстройэкспертиза по Брестской области».
6 – 7. Обеспеченность населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения.
По итогам работы за январь-июнь 2023 года обеспеченность населения централизованными системами водоснабжения составила 90,8% (при задании 90,8%), системами водоотведения 73,8% (при задании 73,9%).
8 - 9. Норматив замены сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками эксплуатации.
В январе-июне 2023 года выполнены работы по замене сетей водоснабжения со сверхнормативными сроками эксплуатации протяженностью 1,4 км при годовом задании 1,43 км, а также сетей канализации протяженностью 0,346 км при годовом задании 0,590 км.
10 – 11. Сбор (заготовка) вторичных материальных ресурсов. Использование ТКО.
Перед Кобринским районом в 2023 году поставлена задача по увеличению уровня использования твердых коммунальных отходов до 30% от объема образования, в том числе за счет сбора (заготовки)
10030 тонн вторичных материальных ресурсов.
За январь-июнь 2023 года обеспечен сбор 5536,2 тонн вторичного сырья в том числе:
отходы бумаги и картона – 4186,2 тонны (56,6% годового задания);
отходы стекла – 551,0 тонны (50,1% годового задания);
изношенные шины – 312,4 тонны (62,8% годового задания);
полимерные отходы – 405,3 тонны (50,0% годового задания);
отходы бытовой техники – 40,8 тонны (51,0% годового задания);
отработанные масла – 40,5 тонны (28,9% годового задания).
Уровень использования твердых коммунальных отходов составил 28,1%.
Энергосбережение. Целевой показатель по энергосбережению по району за январь-июнь 2023 года составил «минус» 5,0% при доведенном задании на 1 полугодие 2023 года «минус» 3,5% и годовом задании «минус» 5,2%.
Выполнение задания по объемам поставки (заготовки, сдачи) лома и отходов черных металлов, распределенным решением Брестского облисполкома от 06.01.2023 №4, за январь-июнь 2023 года составило 146,0% (1606,5 тонны при задании на январь-июнь 2023 года – 1100 тонн). Выполнение годового задания (задание на 2023 год - 2200 тонн) – 73,0%.
Торговля.Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за январь-июнь 2023 года составил 253,0 млн. руб. или 103,6% (область – 104,6%) в сопоставимых ценах за аналогичный период 2022 года при задании на январь-июнь 2023 года – 101,1% (9-е место в рейтинге районов области).
На 01.07.2023 на территории Кобринского района функционируют 1084 розничных торговых объекта с торговой площадью 59,6 тыс. кв.м.,
из них 478 магазинов торговой площадью 50,1 тыс. кв.м.,
262 павильона торговой площадью 9,4 тыс. кв.м., 39 киосков,
21 автомагазин. В районе функционируют 10 торговых центров с торговой площадью 14,9 тыс. кв.м. (145 торговых объектов), 5 рынков на 800 торговых мест.
Обеспеченность торговой площадью на 1 тыс. жителей на 01.07.2023 по району составляет 762,9 кв.м. при нормативе 650 кв.м. (1 полугодие 2022 года – 744,7 кв.м.).
В районе осуществляют деятельность 184 объекта общественного питания на 11,2 тыс. мест, в т.ч. 75 объектов общественного питания в общедоступной сети на 3,4 тыс. мест. Фактическая обеспеченность посадочными местами на 01.07.2023 составляет 41,7 посадочных мест на 1 тыс. населения при нормативе 22 места (1 полугодие 2022 года – 39,3).
За 1 полугодие 2023 года на территории Кобринского района открыто 42 торговых объекта площадью 3,2 тыс. кв. м., 13 объектов общественного питания на 262 места,12 объектов бытового обслуживания.
Обследования. Отделом торговли и услуг райисполкома осуществляются обследования торговой сети Кобринского района всех форм собственности по вопросам соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы торговли, рекламы. Усилен контроль за соблюдением субъектами хозяйствования утвержденных ассортиментных перечней, наличием в реализации товаров отечественного производства: за 1 полугодие 2023 года проведено 62 обследования в отношении 84 субъектов хозяйствования, обследовано 59 объектов торговли, 108 средств рекламы.
Отечественные товары. Одной из актуальных проблем остается выполнение районом доведенного задания по удельному весу продовольственных товаров отечественного производства не менее 80% в общем товарообороте.
Доля продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота района за 1 полугодие 2023 года составила 67,7% (рост на 1,3 п. п. к аналогичному периоду 2022 года (66,4%)), в том числе доля продажи пищевых продуктов, напитков, табачных изделий – 78,8% при задании 80,0% (рост на 1,2 п.п. (77,6%)), доля продажи по непродовольственным товарам – 52,4% (рост на 1,1 п.п. (51,3%)).
Для увеличения доли реализации отечественного товара в районе развивается фирменная торговля товарами отечественного производства, функционируют 48 торговых объектов, в том числе в 24 осуществляется продажа продовольственных товаров.
В торговых объектах района для привлечения покупателей к товарам отечественного производства используются рекламные материалы: «Акция», «Купляйце беларускае», имеются специально выделенные полки с надписью «Белорусские продукты» и другие.
В целях повышения покупательской активности населения субъектами торговли района использовались следующие меры: проведение рекламных акций по снижению цен, предложение дисконтных программ, предоставление скидок покупателям в определенные дни и часы работы, в том числе малообеспеченным категориям граждан, продажа товаров с использованием банковских карт рассрочки, проведение выставок-продаж, распродаж, дегустаций, установка фирменных стеллажей, стоек, паллетов для выкладки товаров, организация на весенне-летний период нестационарной сети возле стационарных объектов, организация выездной торговли, выставок и ярмарок.
Бытовое обслуживание. На территории района на 01.07.2023 функционируют 6 комплексных приемных пунктов (ОАО «Универмаг «Кобрин» - 3, негосударственной формы собственности – 3).
Норматив обеспеченности населения в сельской местности бытовыми услугами выполняется.
Импортозамещение являетсяодной из мер снижения объема импорта товаров в Кобринском районе, а также уменьшения доли импортной составляющей в объеме выпускаемой продукции.
В 2023 году работа предприятий Кобринского района по импортозамещению реализуется в соответствии с Планом мероприятий по импортозамещению Брестского облисполкома на 2023 год, утвержденным 22.11.2022 заместителем председателя Брестского облисполкома Д.Н.Городецким. Производство импортозамещающей продукции в 2023 году осуществляется по 9 товарным позициям.
Организациями Кобринского района по оперативным данным
за январь-июнь 2023 года произведено импортозамещающей продукции на 38,49 млн. долл. США, что составляет 55,3% к плану на 2023 год (69,64 млн. долл.) и 110,6% к уровню соответствующего периода 2022 года.
Инвестиционная деятельность. За 1 полугодие 2023 года в экономику района направлено 142700 тыс. руб. инвестиций в основной капитал, что составляет 104,1% в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода 2022 года, в том числе инвестиции по видам экономической деятельности:
обрабатывающая промышленность – 24231 тыс. руб. (105,6%);
снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой – 4489 тыс. руб. (99,5%);
водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов – 1360 тыс. руб. (154,0%);
сельскохозяйственный комплекс – 45647 тыс. руб. (125,4%);
строительство – 1003 тыс. руб. (70,5%);
индивидуальное строительство – 32702 тыс. руб. (99,1%);
многоквартирное жилищное строительство – 9589 тыс. руб. (48,5%);
торговля – 5256 тыс. руб. (224,7%);
транспорт – 3329 тыс. руб. (58,0%);
информация и связь – 5365 тыс. руб. (168,0%);
прочие – 9729 млн. руб.
Технологическая структура инвестиций в основной капитал по Кобринскому району за 1 полугодие 2023 года:
- строительно-монтажные работы – 76071 тыс. руб., удельный вес в общем объеме инвестиций – 53,3%;
- приобретение машин, оборудования, транспортных средств - 47934 тыс. руб., удельный вес в общем объеме инвестиций – 33,6%;
- прочие работы и затраты – 18695 тыс. руб., удельный вес в общем объеме инвестиций – 13,1%.
Источники инвестиций в основной капитал по Кобринскому району за 1 полугодие 2023 года:
- основной источник инвестиций – собственные средства организаций – 68021 тыс. руб. (47,7% в общем объеме инвестиций);
- средства населения – 30688 тыс. руб. (21,5%);
- кредиты (займы) банков – 12085 тыс. руб. (8,5%);
- средства местных бюджетов – 9810 тыс. руб. (6,9%);
- средства республиканского бюджета – 6412 тыс. руб. (4,5%);
- средства внебюджетных фондов – 182 тыс. руб. (0,1%);
- иностранные инвестиции – 38 тыс. руб. (0,02%);
- прочие источники – 15464 тыс. руб. (10,8%).
В 1 полугодии 2023 года в промышленном комплексе Кобринского района осуществлялась реализация 11 инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации действующих производств.
Занятость населения. Управлением по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома (далее – управление по труду) в 1 полугодии 2023 года осуществлялся комплекс мероприятий по выполнению Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2023 год (далее – Государственная программа). Реализация мероприятий Государственной программы направлена на стимулирование экономической активности и повышение конкурентоспособности незанятых граждан, содействие трудоустройству целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы.
Ситуация на рынке труда находилась под постоянным контролем управления по труду. Уровень зарегистрированной безработицы на 01.07.2023 составил 0,3% по отношению к численности экономически активного населения при прогнозном значении не более 1,0%.
Темп роста численности занятого населения за 6 месяцев 2023 года составил 101,2 % при прогнозном значении 98,6%.
Численность населения, занятого в экономике, за январь-июнь 2023 года составила 33500 чел. (за январь-июнь 2022 года – 33114 чел.).
В числовом выражении рост численности занятого населения составил 386 чел.
По следующим видам деятельности отмечен рост списочной численности работников в среднем за 6 месяцев 2023 года:
- образование – «плюс» 43 чел.;
- сельское хозяйство – «плюс» 38 чел.
Однако, по следующим видам деятельности отмечено снижение списочной численности работников в среднем за 6 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года:
- строительство – «минус» 93 чел.;
- транспортная деятельность – «минус» 61 чел.;
- оптовая и розничная торговля – «минус» 36 чел.;
- творчество, спорт, развлечения, отдых – «минус» 12 чел.;
- промышленность – «минус» 9 чел.;
- здравоохранение и социальные услуги – «минус» 1 чел.
За 6 месяцев 2023 года в Кобринском районе прием работников восполнил их выбытие на 101,5%. Принято на работу 2688 чел., уволено 2647 чел. (сальдо между уволенными и принятыми составило 41 чел.).
В течение 6 месяцев 2023 года за содействием в трудоустройстве на постоянную и временную работы в службу занятости Кобринского района обратилось 1060 чел., из них статус безработного получили 390 чел.
На 01.07.2023 нанимателями заявлено в управление по труду о потребности в 863 работниках, что на 46% больше, чем на 01.07.2022 (593 работника).
В течение 6 месяцев 2023 года проведено 3 электронные ярмарки вакансий для незанятых граждан Кобринского района с участием 18 нанимателей, 1 межотраслевая ярмарка вакансий с участием 16 нанимателей и 2 ярмарки вакансий для лиц, состоящих на учёте в УИИ Кобринского РОВД с участием 6 нанимателей.
По оперативным данным за 6 месяцев 2023 года трудоустроено на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств 141 чел., в том числе 48 чел. за счет создания новых предприятий.
За 6 месяцев 2023 года в районе:
- оказано содействие в трудоустройстве 911 чел., из них 311 безработным, что составило 77,1% от нуждающихся (при прогнозном значении 68%), в том числе безработным – 69,9% (при прогнозном значении 55%);
- оказано содействие в трудоустройстве 90 безработным, требующим дополнительных гарантии занятости (66,7% от нуждающихся в трудоустройстве при прогнозном значении 55%);
- организовано обучение 15 безработных граждан (3,4% от нуждающихся в трудоустройстве при прогнозном значении 2,0%). Удельный вес граждан, направленных на обучение по заявкам нанимателей, составил 93,3% при прогнозном значении 85%;
- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 120 чел. при прогнозном значении 80 чел.;
- численность безработных граждан, получивших содействие в организации самозанятости - 2 чел. при прогнозном значении 1 чел.;
- численность безработных, получивших содействие в приобретение опыта практической работы - 1 чел. при прогнозном значении 1 чел.;
- организована адаптация к трудовой деятельности одного безработного инвалида при прогнозном значении – 1 чел.;
- организованавременная трудовая занятость271 учащегося и студента учреждений образования при прогнозном значении 250 чел.:
267 чел. были трудоустроены с использованием средств бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. 4 человека трудоустроены в рамках индивидуального трудоустройства.
Вопросы занятости систематически освещались в средствах массовой информации. В 1 полугодии 2023 года опубликовано 9 статей в газете «Кобрынскi веснiк», 3 статьи в интернете (информационный портал Кобринского района vkobrine.by, интернет-портал Кобринского района Кобрин-Сити), 3 статьи в социальных сетях.
В 1 полугодии 2023 года управлением по труду проведен 1 семинар для работников кадровых служб организаций по разъяснению законодательства о занятости.
Малое и среднее предпринимательство. На 01.07.2023 в районе осуществляют деятельность 570 юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства и 2270 индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), что составляет 95,5% и 97,9% соответственно к аналогичному периоду 2022 года.
За 1 полугодие 2023 года в районе зарегистрировано:
- 20 коммерческих организаций (153,8% к уровню 2022 года), в том числе: 2 – в сфере производства, 4 – в сфере прочих услуг, 5 – в торговле, 5 – в строительстве, 1 – в сельском хозяйстве, 3 – в сфере транспорта;
- 120 ИП (100,8% к соответствующему периоду 2022 года), в том числе 43 – в торговле, 21 – в сфере транспорта, 14 – в строительстве,
5 – в сфере промышленности, 37 – в прочих видах деятельности.
За январь-июнь 2023 года исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
6 коммерческих организаций и 133 ИП. Начат процесс ликвидации в отношении 15 коммерческих организаций (250% к уровню соответствующего периода 2022 года) и прекращения деятельности 101 ИП (94,4% к уровню соответствующего периода 2022 года).
За 1 полугодие 2023 год 2 безработных направлены на обучение по специальности «основы предпринимательской деятельности», в качестве поддержки организации собственного дела 2 безработным предоставлены субсидии из государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на сумму 9038,23руб.
раскрыть » / « свернуть