Название проекта
|
Школа – территория здоровья.
II ступень – «Школа, содействующая укреплению здоровья»
|
Цель проекта
|
Объединение усилий участников образовательного процесса (обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников), медицинских работников, представителей общественных объединений, других заинтересованных в здоровьесбережении лиц в планомерном и поступательном проведении системы профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников
|
Задачи проекта
|
- объединение усилий учреждений здравоохранения и ГУО «Минянская средняя школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
- совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
- формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
- укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
|
Место реализации проекта
|
Государственное учреждение образования «Минянская средняя школа»
|
Юридический адрес
|
д. Минянка, ул. Школьная, д.9, Кобринский район, Брестская область
|
Телефон
|
801642 76-3-16
|
Адрес электронной почты
|
kbr-sch-min@brest.by
|
Адрес школьного сайта
|
min.kobrin.edu.by
|
Участники проекта
|
Директор школы, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги учреждения, учащиеся, их законные представители, представители учреждений здравоохранения, социальные партнеры
|
Сроки проекта
|
2020 – 2023
|
Этапы реализации проекта
|
1 этап – 2020/2021 учебный год
Аналитико-диагностический
2 этап – 2021/2022 учебный год
Практический
3 этап – 2022/2023 учебный год
Рефлексивно-обобщающий
|
- Обоснование и актуальность проекта
Самое ценное, что есть у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется, прежде всего тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое, психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень физического развития, соответствующий возрасту.
За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья обучающихся относятся неполноценное питание, гипокинезия, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Отмечается увеличение в динамике обучения частоты встречаемости функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. Этот процесс только усугубляется к завершению обучения в школе.
С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, уроки физического воспитания лишь в малой степени компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.
Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной. Участие в межведомственном информационном проекте «Школа – территория здоровья» позволит объединить и согласовывать работу педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся не ограничиваются введением в образовательную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Учреждения образования обладают огромным потенциалом, который нужно стремиться реализовать в полном объеме. Мероприятия должны реализовываться без ущерба образовательному процессу.
Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.
3. Цель и задачи проекта
Основной целью проекта является объединение усилий участников образовательного процесса (обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников), медицинских работников, представителей общественных объединений, других заинтересованных в здоровьесбережении лиц в планомерном и поступательном проведении системы профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Проект предусматривает решение следующих задач:
- объединение усилий учреждений здравоохранения и ГУО «Минянская средняя школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
- совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
- формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
- укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
- Ожидаемые результаты от реализации проекта
В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:
- повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
- повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
- отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса;
- снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
- увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.
5.Этапы реализации проекта
1 этап – Аналитико-диагностический (2020/2021 учебный год)
- Оценка и анализ состояния здоровья обучающихся.
- Подготовка программно-методического обеспечения.
- Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
- Ознакомление учащихся и их законных представителей с проектом «Школа – территория здоровья».
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья».
- Участие в районных, областных и республиканских акциях, конкурсах по формированию здорового образа жизни.
2 этап – Практический (2021/2022 учебный год)
1. Проведение заседаний методических объединений классных руководителей, учителей школы.
2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий.
3. Создание методической копилки опыта.
4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении.
5. Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
7. Коррекция плана проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.
3 этап – Рефлексивно-обобщающий (2022/2023 учебный год)
1. Анкетирование педагогов, учащихся и их законных представителей на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья».
3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
4. Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
5. Распространение накопленного опыта.