Отчёт о реализации проекта «Зелёные школы» в 2022/2023 учебном году
Государственное учреждение образования «Минянская средняя школа» имеет давние традиции экологического воспитания учащихся. Учащиеся, педагоги и работники школы с 2013 года принимают активное участие в реализации образовательного проекта «Зелёные школы». Благодаря активной и плодотворной работе в 2014 году получен диплом 3-й степени «Зеленая школа». По итогам анализа работы за 2018-2019 год был присвоен диплом 2-й степени, результатом работы в 2019-2020 учебном году стал диплом 1-й степени.
Цель работы школы по проекту – активное вовлечение учащихся, учителей и родителей в природоохранную деятельность через выполнение заданий различных разделов проекта для улучшения экологической обстановки в микрорайоне школы и ближайшем природном сообществе.
Задачи, которые ставили:
- изучение и увеличение биоразнообразия дикорастущих растений и видов животных на территории школы и в ближайшем природном сообществе;
- мониторинг экологической ситуации и разработка мероприятий по оптимизации использования природных ресурсов;
- организация работы по пропаганде бережного и рационального использования и охраны природных ресурсов, в том числе биологических, информирование общественности о результатах проведенных исследований и других мероприятиях.
В 2021-2022 учебном году на основании положения о реализации образовательного проекта “Зеленые школы” и согласно приказу директора школы № 163 были определены из числа педагогов ответственные за реализацию направлений в школе:
Направление реализации проекта
|
Координатор в школе
|
“Биоразнообразие”
|
Булат Т.В.
|
“Энергосбережение”;
|
Повзун Л.В.
|
“Водосбережение”
|
Коптюх Н.А.
|
“Обращение с отходами”
|
Ничипорук С.С.
|
“Качество атмосферного воздуха”
|
Давидюк Н.А.
|
“Информационно-экологические мероприятия”
|
Левошеня А.Н.
|
На протяжении всего учебного года проводились заседания проблемной группы учителей, работающих над реализацией проекта, осуществлялась работа по плану «Зелёная суббота», выполнялись работы исследовательского характера. Учащиеся школы принимали активное участие в школьных, районных, областных и республиканских конкурсах и акциях экологической направленности.
С 2013 года по 2023 год выполняется план действий:
- ежегодно проводится аудит использования электроэнергии, тепловой энергии, воды в школе и дома; ежегодно проводится мониторинг изменения ситуации и оценка выполнения плана рационального использования электроэнергии, тепловой энергии и потребления воды; разрабатываются и распространяются памятки по рациональному использованию ресурсов, отдельному сбору отходов и их минимизации;
- изучено разнообразие дикорастущих растений и видов животных (завершён сбор дендрологической коллекции хвойных растений, ведётся работа по пополнению коллекции лиственных деревьев и кустарников), в том числе беспозвоночных (изучение насекомых на пришкольной и прилегающей к школе территории), в 2021 году выполнена и представлена на районную научно-практическую конференцию и областную конференцию работ экологического характера работа по использованию прудовика обыкновенного для биоремедиации искусственных водоёмов, результаты работы по выращиванию микоризированного посадочного материала сосны обыкновенной с закрытой корневой системой представлены на республиканский юниорский конкурс «Квітней, мой лес»;
- созданы условия для привлечения птиц (ежегодно изготавливаются и развешиваются искусственные гнездовья для птиц, сезонно развешиваются кормушки для зимней подкормки птиц), в этом учебном году учащиеся школы изготовили 6 искусственных гнездовий для птиц и разместили их на прилегающей к школе территории, на школьном учебно-опытном участке выращиваются культуры, плоды которых используются в качестве корма для птиц в зимний период;
- продолжается работа над фотогербарием дикорастущих травянистых и древесных растений местного сообщества;
- ежегодно создаётся «клумба для бабочек», изучается разнообразие насекомых-опылителей;
- на пришкольной территории и территории ближайшего природного сообщества оборудована и функционирует экологическая тропа, по которой проводятся экскурсии для знакомства школьников с аборигенными и интродуцированными деревьями и кустарниками, характерными экосистемами и некоторыми экологическими особенностями (в том числе и виртуальные), остановка «Луг» функционирует в режиме «дикий луг», предусмотренном заданием реализуемой программы;
- систематически проводятся исследовательские экспедиции по изучению гидрологических особенностей и биоразнообразия на территории гидробиологического заказника местного значения «Бобровина», разработан и представлен на сайте учреждения образования подробный туристический маршрут «Удивительное рядом»; на протяжении 5-х лет проводится мониторинг состояния популяций плауна баранца и плюща обыкновенного;
- эффективно работало объединение по интересам учащихся начальной школы «Театр» в направлении экологического просвещения учащихся, педагогов, родителей;
- учащиеся и педагогические работники школы традиционно принимают активное участие в районных, областных и республиканских конкурсах и акциях («Энергомарафон», «Птушкі ля кармушкі», «Неделя леса», «Чистый берег», «Час Земли»);
- с 2020 года учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах и акциях, проводимых Брестским областным центром туризма и краеведения (эколого-биологический профиль);
- активно ведётся работа школьного лесничества «Лесовик» (практическая деятельность по посадке леса и выращиванию сеянцев на пришкольной территории, участие в областном слёте юных лесоводов, участие в юниорском лесном конкурсе «Квітней, мой лес”».
2. Уровень результативности по большинству направлений можно оценить как хороший.
3. Проведения контроля и мониторинга выполнения мероприятий по программе «Зеленая школа», оценка результатов осуществлялась:
- администрациями школы и ООО «Покровский», ГОЛХУ «Кобринский опытный лесхоз»;
- самостоятельно, путём проведения анкетирования среди учащихся, выступлением на информационных часах, педсоветах, научно-практических конференциях;
- через участие в конкурсах и акциях районного, областного и республиканского уровня;
- через создание презентаций, фотоотчетов, отчетов о проведенных мероприятиях и размещение информации о проведенных мероприятиях на стенде «Зеленые школы», создания видеоматериалов и размещения их на сайте школы.
4. Перспективный план действий:
- периодический мониторинг использования электроэнергии, тепловой энергии, воды, состава образующихся отходов, анализ результатов мониторинга и, по необходимости, корректировка плана работы по каждому направлению;
- разработка и проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на информирование и вовлечение учащихся, учителей и их родителей в природоохранную деятельность.
- дальнейшее изучение и увеличение биоразнообразия дикорастущих растений и видового разнообразия животных;
- создание клумбы для бабочек с целью увеличения разнообразия насекомых на прилегающей к школе территории;
- пополнение дендрологической коллекции и создание альбома-определителя аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;
- выполнение исследовательских работ учащихся по изучению биоразнообразия и мониторингу экологической обстановки в микрорайоне школы;
- изучение биоразнообразия ООТ «Бобровина» и мониторинг популяций редких и охраняемых видов растений (петров крест чешуйчатый, плаун баранец, плющ обыкновенный, сальвиния плавающая, многоножка обыкновенная);
- создание искусственного водоёма и заселение его типичными видами флоры и фауны;
- популяризация работы в СМИ, участие в конкурсах и акциях экологической направленности.