Содержание задания
|
Оцениваемый результат
|
Выполнение
|
Сроки
|
Ответственные
|
Направление 1. «Биоразнообразие»
|
1.1
|
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
Создана и размещена в учреждении образования (ином учреждении, организации) картосхема его территории или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений (каждое формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения (иного учреждения, организации) может быть размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий. Информация о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов).
|
Сентябрь-ноябрь
Март-май
|
Булат Т. В.
Коптюх Н.А.
|
1.2
|
Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), используя квадратную рамку со стороной в 1 м
|
Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или на территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием). На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация (отчет) о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. При повторном выполнении задания информация обновляется.
|
Май
|
Булат Т.В.
|
1.3
|
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (иного учреждения организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения организации)
|
На картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) обозначено местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида деревьев и кустарников (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация (отчёт) о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников. Информация о разнообразии деревьев и кустарников занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения
|
Март-ноябрь
|
Булат Т.В.
Коптюх Н.А.
|
1.4
|
Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации).
|
На картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация о разнообразии птиц территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами». Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.
|
Октябрь- апрель
|
Булат Т.В.
|
1.5
|
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации
|
На картосхеме территории учреждении образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждении образования (иного учреждения, организации) обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация о разнообразии наземных насекомых на территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов).
|
Апрель-май
Сентябрь-октябрь
|
Булат Т.В.
|
1.6
|
Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия территории учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
Составлен план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории учреждения образования (иного учреждения, организации). План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации) и размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляются результаты мониторинга успешности новой ситуации
|
Сентябрь-ноябрь
Апрель-май
|
Булат Т.В.
|
1.7
|
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.by. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата выполнения задания и участники.
|
Ноябрь,
Ноябрь-март
|
Булат Т.В.
Миронюк В.П.
|
1.8
|
Создать и разместить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.
|
Составлен отчет о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, и размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации Отчёт и фотографии размещены н сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указан дата выполнения задания и участник Ежегодно информация обновляется.
|
Февраль-март
|
Булат Т.В.
Миронюк В.П.
|
1.9
|
Создать и разместить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования(иного учреждения, организации)убежища для беспозвоночных животных
|
Составлен отчет о количестве изготовленных убежищ, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.
|
Апрель-май
|
Булат Т.В.
Миронюк В.П.
|
1.10
|
Создать и размесить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации)«Клумбу для бабочек».
|
Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Апрель-июнь
|
Булат Т.В.
Повзун Л.В.
|
1.12
|
Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых
|
Составлен список видов посаженных деревьев и кустарников с указанием их количества. Создан «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Его расположение отмечено на картосхеме участка учреждения образования (иного учреждения, организации). Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и
|
Октябрь-ноябрь
|
Булат Т.В.
Повзун Л.В.
|
1.13
|
Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования (иному учреждению, организации) особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)
|
Оформлена картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в учреждении образования (ином учреждении, организации) с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством. Рядом с картосхемой размещены изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ (каждое формата не менее А5). Указана дата выполнения задания
|
На протяжении года
|
Булат Т.В.
|
Направление 2. «Энергосбережение»
|
2.1
|
Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования (ином учреждении, организации).
|
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования (иного учреждения, организации), размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) и на стенде в общедоступном месте размещена информация о потреблении электроэнергии в учреждении образования (ином учреждении, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.
|
Сентябрь-ноябрь
|
Повзун Л.В.
|
2.2
|
Провести изучение расходования тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации).
|
Подготовлен анализ расходования тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации). На схематическом плане здания учреждения образования (иного учреждения, организации), размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте и на стенде в общедоступном месте размещена информация о расходовании тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Ноябрь-март
|
Повзун Л.В.
Кашталянчик Е.Н.
|
2.3
|
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждений образования (ином учреждении, организации) и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год
|
Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации). План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших
|
Сентябрь-ноябрь
|
Повзун Л.В.
Кашталянчик Е.Н.
|
2.4
|
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования (ином учреждении, организации)
|
Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении образования (ином учреждении, организации) и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.
|
Октябрь-май
|
Повзун Л.В.
Кашталянчик Е.Н.
|
2.5
|
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома
|
Образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Ноябрь-март
|
Повзун Л.В.
|
Направление 3. «Водосбережение»
|
3.1
|
Провести изучение потребления воды в учреждении образования (ином учреждении, организации)
|
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования (иного учреждения, организации), размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в учреждении образования (ином учреждении, организации), режим их работы. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация о потреблении воды. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация
|
Сентябрь-октябрь
|
Коптюх Н.А.
|
3.2
|
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования ином учреждении, организации) и составить план действий по ее сбережению
|
Составлен план действий по сбережению воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) на год. План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации
|
Сентябрь-октябрь
|
Коптюх Н.А.
Кашталянчик Е.Н.
|
3.3
|
Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования (ином учреждении, организации), провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий
|
Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) и их результатах. Отчет размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники
|
Сентябрь-май
|
Коптюх Н.А.
Кашталянчик Е.Н.
|
3.4
|
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома
|
Образцы результатов изучения потребления воды дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Октябрь-декабрь
|
Коптюх Н.А.
|
Направление 4. «Обращение с отходами»
|
4.1
|
Провести изучение состава образующихся в учреждении образования (ином учреждении, организации) отходов и проанализировать источники их образования
|
Составлен отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Сентябрь-октябрь
|
Ничипорук С.С.
|
4.2
|
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования (ином учреждении, организации), раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
|
Составлен план действий по минимизации отходов в учреждении образования (ином учреждении, организации), раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется
|
Сентябрь-октябрь
|
Ничипорук С.С.
Кашталянчик Е.Н.
|
4.3
|
Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении образования (ином учреждении организации)
|
Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении образования (ином учреждении, организации) и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Сентябрь-май
|
Ничипорук С.С.
Кашталянчик Е.Н.
|
4.4
|
Создать на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)
|
Фотографии и описание приспособлений для компостирования размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Май
|
Ничипорук С.с.
Миронюк В.П.
|
4.5
|
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче
|
Образцы результатов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Ноябрь-февраль
|
Ничипорук С.С.
|
Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»
|
5.1
|
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования иного учреждения, организации)
|
Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники
|
На протяжении года
|
Давидюк Н.А.
|
5.2
|
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации
|
Составлен отчет по результатам изучения. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Декабрь-февраль
(при наличии снежного покрова)
|
Давидюк Н.А.
|
5.3
|
Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
Составлен отчет об уровне загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Апрель-май,
Сентябрь-октябрь
|
Давидюк Н.А.
|
5.4
|
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). Памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Декабрь, май
|
Давидюк Н.А.
|
5.5
|
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации).
|
Составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения,
|
Сентябрь, (январь)
|
Давидюк Н.А.
|
5.6
|
Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации
|
Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации) и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана
|
На протяжении года
|
Давидюк Н.А.
|
Направление 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»
|
6.1
|
Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год).
|
Результаты обследования и анализа экологической ситуации, размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) и могут служить основой для выполнения задания 6.5. Указана дата выполнения задания и участники
|
Сентябрь-октябрь,
Апрель-май
|
Булат Т.В.
|
6.2
|
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год).
|
Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
Октябрь- декабрь
|
Левошеня А.Н.
|
6.3
|
Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год).
|
Фотоотчет о мероприятии, тезисы выступлений, краткий сценарий с указанием даты, места проведения, организаторов и количества участников размещены на сайте и на информационных стендах учреждения образования (иного учреждения, организации). Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) и на информационных стендах. Указана дата выполнения
|
На протяжении года
|
Левошеня А.Н.
|
6.4
|
Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ (не реже одного раза в од).
|
Акции освещены в средствах массовой информации: пресс-релизы, подготовленные обучающимися (до и после акции), статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи. Вся информация дублируется на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
На протяжении года
|
Булат Т.В.
Левошеня А.Н.
|
6.5
|
Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год).
|
Составлен отчет, содержащий анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчет размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.
|
На протяжении года
|
Координаторы направлений
|