Проекты, акции, конкурсы - Минянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Проекты, акции, конкурсы

  МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В Беларуси стартовал новый экологический проект, который поможет создать в стране сеть «зеленых школ» и расширить мониторинг атмосферного воздуха

19.07.2018

В Беларуси стартует четырехлетний проект международной технической помощи, направленный на расширение мониторинга качества окружающей среды, прежде всего, атмосферного воздуха, путем повышения потенциала сети «зеленых школ».

 Проект «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» («Зеленые школы») охватит все шесть областей Беларуси и город Минск и будет реализовываться Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Программой развития ООН в Беларуси при финансовой поддержке Европейского союза. Бюджет проекта составит 3,5 млн евро.

В рамках проекта, призванного вовлечь общественность Беларуси в мероприятия по экологическому мониторингу, планируется:

  • Создание и поддержка в регионах Беларуси «клубов экологического мониторинга»; привлечение экологических организаций гражданского общества, волонтеров, общественных экологов для добровольного мониторинга нарушений законодательства в области охраны окружающей среды при содействии комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  •  Вовлечение организаций гражданского общества в учебно-просветительскую деятельность в сети «зеленых школ» страны; усовершенствование существующих и разработка новых школьных факультативов, включающих разделы по мониторингу качества воздуха, а также повышение квалификации белорусских учителей в области биоразнообразия, рационального использования энергии и воды, отходов, мониторинга качества воздуха.
  • Создание одиннадцати ресурсных центров для «зеленых школ», которые будут оснащены комплектами оборудования для мониторинга окружающей среды; сотрудничество между «зелеными школами» и местными органами, уполномоченными на ведение мониторинга окружающей среды, в сборе и управлении данными.

 В рамках проекта также будет проведен конкурс экологических инициатив, направленных на рациональное использование природных ресурсов, экологический туризм, сохранение биологического разнообразия, управление отходами, улучшение качества атмосферного воздуха. По результатам конкурса будут отобраны для реализации 10-20 инициатив.

 Мероприятия проекта будут направлены, в том числе, и на вовлечение в деятельность по мониторингу качества окружающей среды людей с инвалидностью. Государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов» будет пилотным объектом для тестирования программ обучения «Зеленые школы» в учреждениях подобного типа.

 Среди задач проекта – адаптация «зеленого» обучения для детских садов, включая учреждения для детей с инвалидностью, поддержка деятельности Орхусских центров Республики Беларусь, которые являются интерактивными площадками по сбору и применению экологической информации. Кроме того, в рамках проекта будет организована широкая просветительская кампания, включающая экофорумы.  


УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра природных Заместитель Министр образования ресурсов и охраны окружающей Республики Беларусь

С. Сидоренко

о реализации образовательного проекта «Зелёные школы»

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в учреждениях образования, а также иных учреждениях, организациях Республики Беларусь (далее - проект «Зеленые школы»).
  2. Проект «Зеленые школы» - комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся’ ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности детей и молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.
  3. Целью проекта «Зеленые школы» является развитие сети учреждений образования, а также иных учреждений, организаций, включившихся в реализацию названного проекта в Республике Беларусь, путем внедрения эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов;

формирование высокой экологической культуры обучающихся;

иные учреждения, организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствием с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность * обучающийся — лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды;

повышение уровня экологического образования обучающихся;

формирование экологически ориентированного поведения обучающихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков:

внедрение в практику работы учреждений образования, а также иных учреждений и организаций мероприятий по

сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, мониторингу окружающей среды и атмосферного воздуха; информирование обучающихся, педагогических работников, законных

представителей несовершеннолетних обучающихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг;

интеграция учреждений образования, а также иных учреждений и организаций в международную сеть «Зеленых школ»;

развитие сотрудничества между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями, участвующими в реализации проекта, между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями и местным населением.

  1. В проекте «Зеленые школы» могут принимать участие учреждения образования, общественные организации, иные учреждения и организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. [Решение об участии в проекте «Зеленые школы» принимается администрацией учреждения образования, а также иных учреждений и организаций.
  3. План мероприятий, проводимых по проекту «Зелёные школы», рассматривается коллективом учреждения образования, а также иных учреждений и организаций и утверждается директором учреждения образования или соответственно директором иных учреждений и организаций.
  4. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях рекомендовано организовать работу инициативных групп по реализации проекта, в состав которых могут входить обучающиеся, педагоги, администрация, родители (законные представители) обучающихся.
  5. Проект «Зелёные школы» координируется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  6. Организационно - методическое обеспечение реализации проекта осуществляет учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее — Республиканский центр) во взаимодействии с областными ресурсными центрами и институтами развития образования.
  7. В областях организационно-методическую поддержку учреждениям образования а также иным учреждениям, организациям по участию в проекте осуществляют областные ресурсные центры, а в г. Минске — Республиканский центр.
  8. Организацию и контроль за реализацией проекта «Зеленые школы» в областях осуществляют ответственные, специалисты главных управлений по образованию (образования) облисполкомов, а в г. Минске специалист Министерства образования Республики Беларусь, курирующий деятельность Республиканского центра.

Глава 2

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ»

  1. Для организации и координации проекта «Зеленые школы» создается Координационный совет (приложение 1).

Координационный совет создается с целью контроля и координации мероприятий по реализации проекта и определения стратегии деятельности по проекту «Зеленые школы».

  1. Основные функции Координационного совета:
  • рассмотрение и согласование планов, хода выполнения проекта «Зеленые школы», реализации его мероприятий и окончательных отчетов;
  • анализ и разработка рекомендаций по выполнению проекта «Зеленые школы» и долгосрочному планированию его мероприятий;
  • оценка достигнутых результатов проекта «Зеленые школы»;
  • методологическая и информационная поддержка в реализации проекта «Зеленые школы»; - рассмотрение и отбор идей и предложений относительно дальнейших мероприятий по продвижению результатов, полученных в рамках проекта «Зеленые школы».
  1. Персональный состав Координационного совета формируется из числа представителей Министерства образования Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Республиканского центра‚ представителей областных ресурсных — центров, общественных организаций (объединений) Республики Беларусь, участвующих в реализации проекта, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Персональный состав Координационного совета утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь.

  1. Председателем Координационного совета является представитель Министерства образования Республики Беларусь, секретарем — представитель Республиканского центра. По решению Координационного совета в состав Координационного совета могут вноситься изменения.
  2. Заседания Координационного совета проводятся не реже 2 раз в год и по мере необходимости. Решение заседания Координационного совета считается правомочным, если в его работе приняло участие не менее 50 процентов от общего количества его членов и за решение проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов Координационного совета. Принимаемые решения оформляются протоколом.
  3. Председатель Координационного совета несет ответственность за подготовку необходимых материалов для заседаний Координационного совета. Во время отсутствия Председателя его функции выполняет лицо, назначенное Министерством образования Республики Беларусь.
  4. Повестка дня утверждается на каждом заседании Координационного совета. Время и место заседаний определяются секретарем по согласованию с заинтересованными. Каждый член Координационного совета должен быть заранее проинформирован о месте, времени и повестке дня заседания. В случае необходимости, по отдельным вопросам заседания Координационного совета могут проводиться дистанционно путем голосования его членов по телефону либо по электронной почте. 20. Все организации, вовлеченные в реализацию Проекта, могут вносить предложения для рассмотрения Координационного совета. Представители иных учреждений и организаций, в том числе международных организаций — доноров, государственных органов, деловых кругов и неправительственных организаций могут приглашаться на заседания Координационного совета в качестве наблюдателей без права голоса.

Протокол заседания Координационного совета подписывается Председателем и секретарем.

21.Координационный совет проекта «Зеленые школы» вправе:

организовать проверку выполнения заданий учреждениями образования, иными учреждениями и организациями, претендующими на получение диплома любой степени;

вносить изменения в перечень областных ресурсных центров (приложение 2).

Решения Координационного совета могут публиковаться в средствах массовой информации.

Глава 3 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЕШКОЛЫ»

  1. Учреждениям образования (иным учреждениям. организациям) для включения в реализацию проекта «Зеленые школы» необходимо:

-создать вкладку «Зеленые школы» на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) об участии в проекте, отдельно выделив в ней направления: «Биоразнообразие», «Энергосбережение», «Водосбережение», «Обращение 6 отходами». «Качество атмосферного воздуха» (кроме учреждений дошкольного образования), «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы }»;

-издать приказ учреждения образования (иного учреждения, организации) об участии в проекте, разместить его на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»,

“разработать план работы учреждения образования (иного учреждения, организации) по реализации проекта, разместить его на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»; -разместить анкету-заявку установленного образца (приложение 3) на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»;

  • направить анкету-заявку в соответствующий областной ресурсный центр, а учреждениям образования (иным учреждениям, организациям), расположенным в г. Минске, в Республиканский центр в электронном виде.
  1. Областные ресурсные центры после проверки информации учреждения образования (иного учреждения, организации) в соответствии с поданной анкетой-заявкой, наличия необходимых материалов на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы» направляют анкеты- заявки в электронном виде в Республиканский центр.

Областные ресурсные центры ведут учет учреждений образования (иных учреждений, организаций), включенных в реализацию проекта «Зеленые школы», в соответствующей области Республики Беларусь. Республиканский центр ведет учет учреждений образования (иных учреждений, организаций), включенных в реализацию проекта «Зеленые школы» в г. Минске, а также всех учреждений образования (иных учреждений, организаций) Республики Беларусь, включенных в реализацию проекта «Зеленые школы».

  1. В учреждении образования (иных учреждениях и организациях) проект «Зелёные школы» реализуется посредством изучения учебных предметов на Т, П и Ш ступенях общего среднего образования, учебных программы факультативных занятий «Зеленые школы», «Дикая природа Беларуси», «Энергия и окружающая среда» и других, реализации программы объединений по интересам, учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Ребенок и природа»), мероприятий организационно-воспитательной работы, деятельности общественных организаций, органов самоуправления учреждений образования (иных учреждений, организаций).
  2. Учебная программа факультативных занятий «Зеленые школы» рассчитана на пять возрастных групп учащихся: 1-2 классы, 3-4 классы, 5- 6 классы, 7-8 классы, 9 классы, - и включает изучение разделов:

биоразнообразие — изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) и способов его увеличения;

энергосбережение — изучение структуры энергопотребления

6 дома и в учреждении образования (ином учреждении, организации)и способов его сокращения;

водосбережение — изучение направлений использования воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) и дома и способов сокращения ее использования;

обрашение с отходами — анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;

информационно-экологические мероприятия — акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

  1. Образовательная область «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования включает (в регламентированной и нерегламентированной деятельности):

развитие интереса к скрытым свойствам и качествам предметов и явлений природы; жизненным проявлениям растений и животных; растениям и животным разных природных сообществ и разных климатических зон;

формирование умения выделять общие свойства предметов и явлений природы; устанавливать связи и зависимости между предметами и явлениями природы; определять и удовлетворять потребности растений и животных; умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

развитие умения замечать предметы и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни: почва, песок, камни, глина (отличительные особенности); вода (агрегатные состояния воды (жидкое, твердое, газообразное)); воздух (свежий, холодный, теплый, влажный и т.д.; свет (световой луч, источники света (солнце), зависимость тени от источника света и предмета, солнечные часы, отражение света;

формирование представления о природных ресурсах, нужных человеку (вода, солнечная энергия, энергия ветра, газ) и необходимости их бережного использования;

развитие умения узнавать и называть 5-7 видов деревьев и кустарников (тополь, ясень, жасмин, орешник яблоня, груша, вишня и др.), сорных растений (лебеда, пырей, мокрица и др.), лесных ягод (брусника, голубика, клюква и др.), грибов (подосиновики, сыроежки, опята, подберезовики и др.), растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (белая кувшинка, желтая кубышка, сон-трава, медуница и др.); формирование представлений о признаках растений и животных, их многообразии;

воспитание нравственного, эмоционально-положительного и эстетического отношения к природе; ответственности за состояние природы ближайшего окружения,

формирование способов экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло).

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования.

  1. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях программы объединений по интересам (базового уровня) разрабатываются на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи эколого- биологического профиля и включают изучение следующих тем:

биоразнообразие, энергосбережение, атмосферный — воздух, водосбережение, обращение с отходами, мониторинг окружающей среды.

28.В рамках природоохранной деятельности проекта «Зеленые школы» проводятся совместные мероприятия с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, экологическими общественными организациями и иными учреждениями и организациями.

  1. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях может создаваться наблюдательный совет, координирующий деятельность по проекту «Зелёные школы». В состав совета могут входить представители администрации, педагогические работники, обучающиеся, иные сотрудники учреждений (организаций).
  2. Учреждения образования (иные учреждения, организации) регулярно информируют законных представителей несовершеннолетних обучающихся на собраниях о реализуемых в учреждении образования (иных учреждениях, организациях) мероприятиях в рамках проекта «Зелёные школы», активно привлекают их к участию в проекте.

Глава 4 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА «ЗЕЛЕНАЯ ШКОЛА» 31 Для получения диплома «Зеленая школа» учреждение образования (иное учреждение, организация) представляет отчет о ходе реализации проекта по заданной форме (приложение 4) до 15 июня в областной ресурсный центр и размещает его на официальном сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленая школа»,

  1. Областные ресурсные центры после проверки соответствия представленной в отчете и на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) информации, направляют отчеты в Республиканский центр для рассмотрения на Координационном совете проекта «Зеленые школы».
  2. Для получения статуса «Зеленая школа» учреждению образования (иному учреждению, организации) необходимо выполнить задания, указанные в приложении 5 или приложении 6 (для учреждений дошкольного образования), и разместить информацию об их выполнении на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленая школа».
  3. Учреждению образования (иному учреждению, организации), участвующему в проекте «Зеленые школы» и выполнившему условия, указанные в пунктах 35, 36 данного Положения, присваивается статус «Зеленая школа» с выдачей диплома установленного образца.
  4. Учреждение образования (иное учреждение, организация), выполнившее задания, указанные в приложении 5, приложении 6 (для учреждений дошкольного образования), получает статус «Зелёная школа» с выдачей соответствующего диплома первой, второй или третьей степени:

первой степени - выполнено 90 процентов заданий (не менее трёх заданий из каждого направления);

второй степени - выполнено 60 процентов заданий (не менее двух заданий из каждого направления);

третьей степени - выполнено 30 процентов заданий (не менее одного задания из каждого направления).

  1. Для получения диплома первой степени в выполнении заданий 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2.5, 3.4, 4.5, указанных в приложении 5, должны принять участие не менее 25 процентов обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации), кроме учреждений дошкольного образования; второй степени — не менее 20 процентов, третьей степени - не менее 15 процентов обучающихся.

Для учреждений дошкольного образования для получения

3 диплома первой степени в выполнении заданий 1: 63 64. 2.5, 3.4, 4.4, указанных в приложении 6, должны принять участие не менее 25 процентов воспитанников учреждения дошкольного образования (из числа детей 5-7 лет); второй степени — не менее 20 процентов (из числа детей 5-7 лет), третьей степени - не менее 15 процентов воспитанников учреждения дошкольного образования (из числа детей 5-7 лет).

  1. Образец диплома всех степеней согласовывается с Министерством образования Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  2. Дипломы всех степеней подписываются представителем Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Статус «Зеленая школа» присваивается на три года, после истечения этого периода требуется его подтверждение.

Глава 5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Методическое обеспечение — реализации проекта «Зеленые школы» осуществляют: Национальный ресурсный центр, действующий в Республиканском центре, и областные ресурсные центры.
  2. Подготовку педагогических работников к реализации учебной программы факультативных занятий «Зеленые школы», образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования в рамках проекта «Зеленые школы» осуществляют учреждения дополнительного образования взрослых посредством проведения повышения квалификации, а Республиканский центр - проведения семинаров, тренингов, конференций и др.
  3. Учебные программы факультативных занятий для использования в образовательном процессе учреждений образования утверждены Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.
  4. Методические рекомендации по реализации проекта «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования утверждены Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке. 44. Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета и учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования(иного учреждения, организации) по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (для иных организаций).

Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета и учебной дисциплины утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.”

Глава 6 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Финансирование проекта осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Для реализации проекта могут привлекаться средства общественных объединений, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологического обучения и воспитания, иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

3 В соответствии со ст.239 гл.49 Кодекса Республики Беларусь об образовании 11 Приложение |

Состав Координационного совета проекта «Зелёные школы»

1 представитель Министерства образования Республики Беларусь

| представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

3 представителя Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

1 представитель общественного объединения «Белорусское педагогическое общество»

6 представителей областных ресурсных центров

2 представителя учреждений образования, реализующих проект “Зеленые школы”

3 представителя общественных природоохранных организаций

12 Приложение 2

Перечень ресурсных центров

  1. В г Минске - учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»;
  2. в Брестской области - Государственное учреждение

образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»;

  1. в л Витебской области -— Государственное учреждение дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодежи»;
  2. в Гомельской области - Учреждение образования «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи»:
  3. в Гродненской области — Учреждение образования «Новогрудский государственный аграрный колледж»;

6 в Минской области — Государственное учреждение дополнительного образования «Борисовский центр экологии и туризма»;

  1. в Могилевской области — Государственное учреждение дополнительного образования «Областной центр творчества», отдел экологического воспитания.

13 Приложение 3

Анкета-заявка учреждения образования (иного учреждения, организации)для участия в проекте «Зелёные школы»

  1. Полное официальное название учреждения

образования (иного учреждения, организации) 2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения. организации)

  1. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)
  2. Телефон (с кодом)
  3. Факс (с колом)
  4. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)
  5. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»
  6. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»
  7. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»
  8. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации)
  9. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)
  10. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, ‘ организации) начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа)
  11. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации, учреждении), которые бы вы хотели сообщить

Форма отчёта по проекту «Зелёные школы»

Объём — не более 7 страниц

Приложение 4

  1. Полное официальное название учреждения образования (иного учреждения, организации)
  2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

=

3, Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

4, Телефон (с кодом)

  1. Факс (с кодом)
  2. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)
  3. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином ‘учреждении, организации} за работу по проекту «Зелёные школы»

$. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации} за работу по проекту «Зелёные школы»

  1. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»
  2. Общая численность работников учреждения образования (иного учреждения, организации)
  3. Количество работников учреждения образования (учреждения, организации). принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»
  4. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)
  5. Количество обучающихся учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»
  6. Каким образом реализуется проект «Зелёные школы» в

учреждении образования (ином учреждении, организации) 15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы» в учреждении образования {ином учреждении, организации)

  1. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы»:

® Биоразнообразие

= Энергосбережение

» Водосбережение

» Обращение с отходами

‚ Качество атмосферного воздуха

› Информационно-экологические мероприятия по работе

с местным сообществом

Общее количество выполненных заданий

  1. На диплом какого уровня претендует учреждение ' образования (иное учреждение, организация)

Анализ ситуации.

  1. Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по проекту «Зелёные школы»?
  2. Как вы оцениваете результативность вашей деятельности, степень достижения поставленных задач по каждому направлению проекта? (уровень результативности: высокий, средний, низкий)
  3. Как оценивались результаты, проводился контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелёные школы»? (анкетирование учеников, родителей, жителей микрорайона, анализ экологической ситуации микрорайона и др.)
  4. Каков ваш перспективный план действий? Что следует предпринять в новом учебном году?

Выполнение заданий

  1. Направление «Биоразнообразие»

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению?

№ | Задание | Даты Кол-во Целе- Ответств. | Краткое описанне | Показатели, по выполнення | участник вые педаго- | выполнения которым оценивалось ов группы | гический | задания (этапы) выполнение задания работник ь | 2. — Направление «Энергосбережение» Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению? № | Задание | Даты Кол-во Целе- Ответств. | Краткое описание | Показатели, по выполнения | участник | вые педаго- выполнения которым оценивалось ОВ группы | гический | задания (этапы) выполнение задания работник | 1. 3. Направление «Водосбережение» Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению? № Задание | Даты Кол-во Целе- Ответств. | Краткое описание | Показатели, по выполнения | участник | вые педаго- выполнения которым оценивалось [3 группы | гический | задания (этапы) выполнение задания

работник

  1. Направление «Обращение с отходами» Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по

16

данному направлению?

’ № | Задание | Даты Кол-во Целеё- Ответств. | Краткое описание | Показатели, по выполнения | участник вые педаго- выполнения которым оценивалось ов группы | гический | задания (этапы) выполнение задания работник т 5. Направление «Качество атмосферного воздуха» Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению? | № | Задание | Даты Кол-во Целе- Ответств. | Краткое описание | Показатели, по выполнения | участник вые педаго- выполнения которым оценивалось ов группы | гический | задания (этапы)} выполнение задания работник 1.

по работе с местным сообществом»

данному направлению?

  1. Направление «Информационно-экологические мероприятия

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по

№ | Задание | Даты Кол-во Целе- Ответств. | Краткое описание | Показатели, по | выполнения | участник | вые педаго- выполнения которым оценивалось, ов группы | гический | задания (этапы) выполнение задания работник | 1:

ЕЙ

Приложение 5

Список заданий по реализации проекта «Зеленые школы»для учреждений образования (иных учреждений, организаций) (кроме учреждений дошкольного образования)

Содержание задания | Оцениваемый результат Направление 1. «Биоразнообразие»

1.1. | Изучить видовое | Создана и размещена в учреждении разнообразие дикорастущих | образования (ином учреждении, травянистых растений на | организации) картосхема его территории учреждения | территории ИЛИ территории образования (иного природного окружения учреждения | учреждения, организации) | образования (иного учреждения, или территории природного | организации), на которой обозначено окружения учреждения минимум одно местонахождение не образования (иного | менее 10 видов травянистых растений. учреждения, организации) Рядом с картосхемой размещены

изображения каждого вида травянистых растений (каждое

формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения (иного учреждения, организации) может быть размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий. Информация о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занесена в он- лайн базу данных Погааила.Ъу(не менее 10 видов).

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.2. | Изучить изменчивость | Произведен количественный и видового разнообразия | качественный анализ растений, дикорастущих — травянистых | произрастающих В различных растений в различных | условиях на территории учреждения условиях произрастания на | образования (иного — учреждения, территории учреждения | организации) или на территории образования (иного | природного окружения учреждения учреждения, организации) | образования (иного учреждения, или территории природного | организации), не менее 4-х площадок окружения учреждения | в различных условиях (в том числе с | образования (иного | постоянным антропогенным учреждения. организации), | воздействием).

    используя квадратную рамку со стороной в 1 м

На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация (отчет) о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях.

При повторном выполнении задания информация обновляется.

1.3. | Изучить разнообразие | На картосхеме территории аборигенных и учреждения образования (иного интродуцированных деревьев | учреждения, организации) ИЛИ и кустарников на территории | территории природного окружения учреждения образования | учреждения образования (иного (иного учреждения, | учреждения, организации) обозначено организации) или территории | местонахождение всех аборигенных природного окружения | видов деревьев и кустарников. Рядом учреждения образования | с картосхемой размещены (иного учреждения, | изображения каждого вида деревьев и организации) кустарников (каждое формата не

менее А5) из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация (отчёт) о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников. Информация о разнообразии деревьев и кустарников занесена в он-лайн базу данных огаГаипа. Бу(не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники,

Ежегодно информация обновляется.

1.4 | Изучить разнообразие птиц на | На картосхеме территории территории учреждения | учреждения образования (иного образования (иного учреждения, организации)или учреждения, организации) территории природного окружения или территории природного учреждения образования (иного окружения учреждения | учреждения, организации)обозначены образования (иного места наблюдения не менее 10 видов

учреждения, организации).

ПТИЦ.

Рядом | картосхемой размещены изображения каждого вида птиц (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему.

На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации)размещена информация о разнообразии птиц территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Составлен

1

о

отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами». Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных Нога аипа. Бу(не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.5 | Изучить разнообразие | На картосхеме территорииучреждении наземных насекомых на | образования (иного учреждения, территории учреждения | организации) или территории | образования (иного | природного окруженияучреждении учреждения, организации)или | образования (иного учреждения. территории природного | организации) обозначены места окружения учреждения | наблюдения не менее 10 видов образования (иного | наземных насекомых. Рядом с учреждения, организации) картосхемой размещены изображения

каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования (иного учреждения, | организации) размещена информация о разнообразии наземных насекомых на территорииучреждения образования (иного — учреждения, организации). Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в онлайн базу данных ЙогаРаипа.Бу (не менее 10 видов}. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |

1.6. | Провести анализ ситуации по | Составлен план действий на три года биоразнообразию на | по увеличению биоразнообразия на территории учреждения | территории учреждения образования образования (иного (иного учреждения, организации). учреждения, организации)или План согласован с администрацией территории природного | учреждения образования (иного окружения учреждения учреждения, организации) и образования (иного | размешен на сайте учреждения учреждения. организации} и | образования (иного учреждения, разработать план действий на | организации). Указана дата три года по увеличению выполнения задания и участники. биоразнообразия территории | Ежегодно представляются результаты учреждения образования | мониторинга успешности (иного учреждения, природоохранных действий, анализ организации) новой ситуации.

1.7 (Изготовить и разместить | Составлен отчет о количестве и

20

кормушки для птиц, | разнообразии птиц, прилетающих на

организовать регулярную | кормушки. Отчёт и фотографии птиц

подкормку птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Информация о разнообразии птиц ‘занесена в он-лайн базу данных ПогаРаипа.Бу. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.8. | Создать и разместить на| Составлен отчет о количестве территории учреждения изготовленных гнездовий, убежищ, их образования (иного | размещение отмечено на картосхеме учреждения, организации) территории учреждения образования или территории природного | (иного учреждения. организации). окружения учреждения | Отчёт и фотографии размещены на образования (иного | сайте учреждения образования (иного учреждения, организации), | учреждения, организации). Указана искусственные гнездовья для | дата выполнения задания и участники. птиц, убежиша для летучих | Ежегодно информация обновляется. мышей.

1.9 | Создать и разместить на Составлен отчет 0 — количестве территории учреждения | изготовленных убежищ, их образования (иного | размещение отмечено на картосхеме учреждения, организации)или | территории учреждения образования территории природного | (иного учреждения, организации). окружения учреждения | Отчёт и фотографии размещены на образования(иного сайте учреждения образования. (иного учреждения, учреждения, организации). Указана организации убежища для | дата выполнения задания и участники. беспозвоночных животных Ежегодно информация обновляется.

1.10 | Создать и размесить на| Создана «Клумба для бабочек» территории учреждения | площадью не менее 4-х метров образования (иного | квадратных. Местонахождение учреждения, организации)или | клумбы отмечено на картосхеме территории природного | территории учреждения образования окружения учреждения | (иного учреждения, организации). образования (иного | Фотографии клумбы, бабочек и учреждения, других насекомых на ней размещены организации) «Клумбу для | на сайте учреждения образования бабочек». (иного учреждения, организации).

Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.11] Создать пруд, заселить его | Создан пруд. На картосхеме растениями. При наличии территории учреждения образования

21

 

‘старого пруда - провести | (иного р |

изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия

учреждения, организации) отмечено местонахождение пруда. Фотографии пруда размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации).

Указана дата выполнения задания и участники

1.12 | Организовать посадку местных | Составлен список видов посаженных видов деревьев и кустарников, | деревьев и кустарников с указанием создать на территории | их количества. Создан «дикий луг» учреждения образования | площадью не меньше 25 метров (иного учреждения, | квадратных и фотографии размещены организации) «дикий луг» с| на сайте учреждения образования целью увеличения разнообразия | (иного учреждения, организации). Его птиц и насекомых расположение отмечено на

кар тосхеме участка учреждения образования (иного учреждения, организации). Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

1.13 | Посетить и собрать Оформлена картосхема ООПТ в виде информацию о ближайшей к стенда в холле или другом учреждению образования | общедоступном месте в учреждении (иному учреждению, | образования (ином учреждении, организации) особо | организации) © кратким описанием охраняемой природной | уникальности территории, почему она территории (заказник, | охраняется государством. Рядом с заповедник. — национальный | картосхемой размещены изображения | парк, памятник природы, | видов диких животных и |

если это территория, охраняемый объект)

а не

дикорастущих растений, включенных. в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ (каждое формата не менее А5). Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 2. «Энергосбережение»

к

Провести потребления в учреждении (ином организации).

электроэнергии образования учреждении,

изучение Составлен

отчет по результатам На схематическом плане здания учреждения образования (иного Учреждения, организации), размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования (иного

изучения.

22

учреждения, организации) и на стенде |

в общедоступном информация электроэнергии образования организации). выполнения

месте размещена о в (ином учреждении,

Указана дата задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

потреблении | учреждении |

Провести расходования учреждении (ином организации).

изучение тепла В образования учреждении,

Подготовлен анализ расходования тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации). На схематическом плане здания учреждения образования (иного учреждения, организации), размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте и на стенде В общедоступном месте размещена информация о расходовании тепла в учреждении образования — (ином учреждении, организации). Указана дата выполнения задания И участники. Ежегодно информация обновляется.

2,3

Провести анализ ситуации по эффективности использования учреждений (ином учреждении, организации) и составить план действий по сбережению тепла И электроэнергии на год

энергии в образования

Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации). План согласован с администрацией учреждения образования(иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования(иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания И участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий,

2.4.

Выполнить план и провести

мониторинг эффективности действий по энергосбережению В учреждении образования (ином учреждении.

организации)

Составлен отчет о реализованных

действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении образования (ином учреждении,

организации) и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения,

организации). Указана дата

23

выполнения задания и участники. ` Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

2.5 | Провести изучение | Образцы результатов изучения потребления электроэнергии | потребления электроэнергии и и расходования тепла дома. расходования тепла дома, Разработать семейные | разработанные памятки размещены на памятки по рациональному | сайте учреждения образования(иного использованию энергии дома |учреждения, организации). Указана

дата выполнения задания и участники. Направление 3. «Водосбережение» _

3.1 | Провести изучение | Составлен отчет по результатам потребления воды в | изучения. На схематическом плане учреждении образования | здания учреждения образования (ином учреждении, (иного учреждения, организации), организации) размещенном в общедоступном

месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в учреждении образования (ином учреждении, организации). режим их работы. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация о потреблении воды. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

3.2 | Провести анализ ситуации по | Составлен план действий по эффективности сбережению воды в учреждении использования воды в образования (ином учреждении, учреждении образования | организации) на год. План согласован (ином учреждении, © администрацией учреждения организации) и составить образования (иного учреждения, план действий по ее | организации), выведен В сбережению общедоступном месте, доведен до

сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей. размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

33 (Выполнить план действий по | Составлен отчет о реализованных

рациональному

действиях по уменьшению потребления

24

 

воды в учреждении образования (ином

использованию воды в

учреждении образования | учреждении, организации) и их (ином учреждении, | результатах. Отчет размещен на сайте организации), провести как | учреждения образования (иного минимум ежегодный | учреждения, организации). Указана дата мониторинг эффективности | выполнения задания и участники

этих действий

3.4 (| Провести изучение | Образцы результатов изучения потребления воды дома. | потребления воды дома, | Разработать семейные | разработанные памятки размещены на памятки по рациональному сайте учреждения образования (иного использованию воды и ее | учреждения, организации). Указана сбережению дома дата выполнения задания и

участники. Направление 4. «Обращение с отходами»

4.1 | Провести изучение состава | Составлен отчет по результатам образующихся в учреждении | изучения с указанием источников и образования (ином | состава отходов. Отчёт размещен на учреждении, организации) сайте учреждения образования(иного отходов и проанализировать учреждения, организации). Указана источники их образования дата выполнения задания и

участники.

42 Разработать план действий по | Составлен план действий по минимизации объемов | минимизации отходов в учреждении образования отходов в | образования (ином учреждении, учреждении образования | организации). раздельному сбору (ином учреждении, отходов, сдаче вторсырья на год. План организации). — раздельному | согласован с администрацией сбору отходов, сдаче | учреждения образования (иного вторсырья учреждения, организации), вывешен в

общедоступном месте, доведен до’ сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

43 | Выполнить план действий на | Составлен отчет о реализованных

год по минимизации отходов

в учреждении образования (ином учреждении, организации)

действиях по минимизации отходов в учреждении образования (ином учреждении, организации) и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и

 

участники.

4.4 (Создать на территории | Фотографии и описание учреждения образования | приспособлений для (иного учреждения, | компостирования размещены на сайте организации) приспособление | учреждения образования (иного для компостирования | учреждения, организации). Указана органических отходов | дата выполнения задания и (сорняки, листья и т.п.) участники,

4.5 | Провести изучение состава и | Образцы результатов изучения количества отходов, | состава и количества отходов, образующихся в домашних | образующихся в домашних условиях, условиях. Разработать | разработанные памятки размещены на семейные памятки по сайте учреждения образования (иного минимизации отходов, | учреждения, организации). Указана образующихся в домашних | дата выполнения задания и условиях, рекомендации по участники. их раздельному сбору и сдаче |

Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»

5.1 Изучить степень загрязнения | Составлен отчет по результатам атмосферного воздуха | изучения степени загрязнения методами биоиндикации в| атмосферного воздуха, Отчёт размещен | микрорайоне учреждения | на сайте учреждения образования образования (иного (иного учреждения, организации). учреждения, организации) Указана дата выполнения задания и

участники

5.2 | Определить степень | Составлен отчет по результатам загрязнения воздуха | изучения. Отчёт размещен на сайте посредством изучения учреждения образования (иного снежного покрова и учреждения, организации). Указана атмосферных осадков в дата выполнения задания И микрорайоне учреждения участники, образования (иного учреждения, организации)

5.3 (Оценить уровень загрязнения | Составлен отчет об уровне приземного слоя атмосферы | загрязнения приземного слоя выбросами автотранспортных | атмосферы выбросами средств (по концентрации автотранспортных средств В углерода) в микрорайоне | микрорайоне учреждения учреждения образования | образования (иного учреждения, (иного учреждения, | организации). организации) Отчёт размещен на сайте учреждения

образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. |

5.4 | Выявить причины | Определены основные причины загрязнения атмосферного загрязнения атмосферного воздуха. воздуха в микрорайоне Разработаны памятки (рекомендации) учреждения образования по минимизации загрязнения

2

о

(иного учреждения, | атмосферного воздуха в микрорайоне организации) и разработать | учреждения образования (иного памятки (рекомендации) по | учреждения, организации). Памятки минимизации загрязнения | размещены на сайте учреждения | атмосферного воздуха в| образования (иного учреждения, микрорайоне учреждения | организации). Указана дата образования (иного | выполнения задания и участники. учреждения, организации)

5.5 Разработать план действий по | Составлен план действий по минимизации загрязнения | минимизации загрязнения атмосферного воздуха в атмосферного воздуха в микрорайоне микрорайоне учреждения | учреждения образования {иного образования (иного | учреждения, организации).

учреждения. организации) | План согласован с администрацией учащимися и сотрудниками | учреждения образования — (иного учреждения образования учреждения, организации), вывешен в (иного учреждения, общедоступном месте, доведен до организации). сведения сотрудников, педагогов,

хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации).

56 |Выполнить план действий на | Составлен отчет о реализованных год по минимизации | действиях по минимизации загрязнения атмосферного | загрязнения атмосферного воздуха в воздуха |: микрорайоне | микрорайоне учреждения учреждения образования образования (иного учреждения, (иного учреждения, | организации) учащимися и организации) учащимися и| сотрудниками учреждения сотрудниками учреждения | образования (иного — учреждения, образования (иного | организации) и их эффективности. учреждения. организации) Отчёт размещен на сайте учреждения

образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)» 6.1 (Провести обследование | Результаты обследования и анализа состояния окружающей | экологической ситуации, размещены на среды в населенном пункте | сайте учреждения образования (иного (на его части) или на | учреждения, организации) и могут прилегающей местности (не | служить основой для выполнения реже одного раза в год). задания 6.5. Указана дата выполнения задания и участники 6.2 | Подготовить и разместить в Фотографии памяток, — листовок, общедоступных местах для | плакатов размещены на сайте местного населения учреждения _ образования _ (иного 27

 

наглядный природоохранный | учреждения, организации). Указана информационный материал, | дата выполнения задания и созданный учащимися (не | участники.

реже одного раза в год).

6.3 | Подготовить, организовать и | Фотоотчет о мероприятии, тезисы провести информационные | выступлений, краткий сценарий с экологические мероприятия | указанием даты, места проведения, для местного населения: | организаторов и количества фестивали, выступления | участников размещены на сайте и на перед общественностью и др. | информационных стендах учреждения (не реже одного раза в год), образования (иного учреждения,

организации). Статьи, тексты

репортажей, интервью, видеозаписи

дублируются на сайте учреждения

образования (иного учреждения,

организации) и на информационных

стендах. Указана дата выполнения | задания и участники

6.4 | Провести практические | Акции освещены в средствах экологические акции с массовой информации: пресс-релизы, привлечением местного | подготовленные обучающимися (до и населения и осветить их в после акции), статьи в средствах СМИ (не реже одного раза в | массовой информации, ссылки на ТВ год). или радиорепортажи. Вся

информация дублируется на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. |

6.5 Разработать с учащимися и| Составлен отчет, содержащий анализ

выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год).

проблемы и причины обращения к

администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение

администрации. Отчет размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

28 Приложение 6

Список заданий по реализации проекта «Зеленые школы» для учреждений дошкольного образования

№ | Содержание задания | Оцениваемый результат |  Форма отчета 1. Направление «Биоразнообразие»

1.1 | Изучение Обучающиеся знают и| Выставка рисунков разнообразия умеют находить в природе деревьев И типичных (коренные | не менее 3 видов типичных | кустарников, растения природной | деревьев и кустарников | выполненных флоры данной | ближайшего окружения. обучающимися. местности) И Конкурс на лучший нетипичных букет из опавших (некоренные, листьев. несвойственные для | Создана и размещена в| На сайте учреждения данной территории) | учреждении дошкольного | образования деревьев и | образования (холл, группа, размещена кустарников на | отдельное помещение, где информация 0 территории проводятся занятия в | результатах изучения | ‘учреждения рамках проекта) картосхема | разнообразия дошкольного территории учреждения | деревьев и образования (или | дошкольного образования | кустарников прилегающей к | (или прилегающей к нему (фотографии занятий учреждению территории), на которой | по изучению дошкольного обозначено 3 типичных | типичных деревьев и образования вида деревьев и | кустарников, рисунки территории) кустарников. Рядом с | воспитанников и др.

картосхемой размещены изображения видов деревьев и кустарников

1.2 | Изучение видового | Обучающиеся знают и Конкурс на лучшее разнообразия умеют находить в природе знание дикорастущих дикорастущих не менее 3 видов | растений. травянистых травянистых растений. растений на | На картосхеме территории | На сайте учреждения территории учреждения дошкольного | размещена учреждения образования (или | картосхема дошкольного прилегающей к нему территории с образования (или | территории) обозначено | постепенным прилегающей к местонахождение не менее | заполнением на ней учреждению 3 видов травянистых | результатов дошкольного растений. Рядом с выполнения заданий. образования картосхемой размещены | Указана дата территории) изображения каждого вида | выполнения задания

травянистых растений. и участники.

1.3 | Изучение Обучающиеся знают и | Выставка рисунков

29

 

разнообразия птиц | умеют определять не менее | «Птицы моей на территории | 5 видов птиц ближайшего | страны» учреждения окружения дошкольного На картосхеме территории | На сайте учреждения образования (или | учреждения дошкольного | образования прилегающей к | образования (или | размещена учреждению прилегающей к нему | информация о дошкольного территории) обозначены | разнообразии птиц на образования места наблюдения не менее | территории территории) 5 видов птиц. Рядом с | учреждения картосхемой размещены дошкольного изображения каждого вида | образования. птиц Составлен отчет об участии В национальной акции «Осенние наблюдения за птицами». Указана дата выполнения задания и участники 1.4 | Изучение Обучающиеся знают и | Выступление разнообразия умеют определять не менее | воспитанников пред наземных насекомых |3 видов беспозвоночных | родителями на территории | животных ближайшего | (законными учреждения окружения представителями) с дошкольного информацией образования (или «Вредных животных прилегающей к не бывает» учреждению На картосхеме территории | На сайте учреждения дошкольного учреждения дошкольного | образования образования образования (или | размещена территории) прилегающей к нему | информация 0 территории} обозначены | разнообразии места наблюдения неё менее | наземных насекомых 5 видов наземных | на территории насекомых. Рядом с | учреждения картосхемой размещены | дошкольного изображения каждого вида | образования. Указана насекомых дата выполнения

задания и участники

 

Анализ ситуации по

биоразнообразию на территории учреждения ДОШКОЛЬНОГО образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) И разработать план действий по увеличению

биоразнообразия данной территории

Составлен план действий по

увеличению

биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования

(или прилегающей к нему территории). План может быть составлен С использованием рисунков, символов.

План действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования представлен детьми на родител ском собрании, размещен на сайте учреждения

за | образования. Указана

дата выполнения задания и участники,

1.6 | Изготовление и | Совместно с родителями | Конкурсе «На чьей | размещение (законными кормушке больше кормушек для птиц, | представителями) птиц?» организация изготовлены и размещены регулярной кормушки для птиц подкормки птиц Составлен отчет о | Отчёт и фотографии

количестве изготовленных и | птиц на кормушках

размещенных кормушек для | размещены на сайте птиц и разнообразии птиц, учреждения прилетающих на кормушки образования.

Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата

выполнения задания | и участники.

1.7 | Создание и Совместно с родителями | Выступление перед размещение на | (законными родителями территории представителями) (законными учреждения изготовлены искусственные | представителями) дошкольного | гнездовья ДЛЯ птиц | «Зачем нужны образования (или | (скворечники, синичники, | скворечники прилегающей к нему | дуплянки и др.) (синичники, территории) дуплянки) искусственных Составлен отчет о | Отчет и фотографии | гнездовий для птин | количестве изготовленных | размешены на сайте

гнездовий, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения дошкольного _ образования

учреждения образования, Указана дата выполнения залания и участники

ен

(или прилегающей к нему территории)

1.8 | Создание и | Организовано наблюдение | Конкурс рисунков размещение на | за бабочками «Самая красивая территории бабочка» | учреждения Создана «Клумба для| Фотографии клумбы, дошкольного бабочек». Местонахождение | бабочек и других | образования клумбы отмечено на | насекомых «Клумбы для | картосхеме территории | размещены на сайте бабочек» учреждения образования учреждения

образования. Указана дата выполнения задания и участники

1.9 | Создание пруда, | Создан пруд. На картосхеме Фотографии пруда | заселение его | территории учреждения | размещены на сайте растениями. При | дошкольного образования | учреждения наличии старого | отмечено его | образования. Указана пруда — изучение его | местонахождение дата выполнения состояния. при задания и участники необходимости принятие мер по увеличению его биоразнообразия

1.10 | Посадка деревьев и Совместно с родителями | Выступление перед кустарников, (законными воспитанниками создание на | представителями) посажены | учреждения территории деревья, кустарники. | дошкольного учреждения Организовано наблюдение | образования «Как дошкольного за насекомыми на «диком | ухаживать за образования «дикого лугу» посаженными луга» с целью деревьями» увеличения Составлен список видов | Фотографии «дикого разнообразия посаженных деревьев и | луга» размещены на животного мира кустарников с указанием их | сайте учреждения

количества. Создан «дикий образования. Указана луг». Его расположение | дата выполнения отмечено на картосхеме | задания и участники. территории учреждения ‚ дошкольного образования

  1. Направление «Энергосбережение»

21 (Изучение — ` Составлен отчет по | Конкурсе рисунков потребления результатам изучения. На | «Сэкономим электроэнергии в схематическом плане | энергию» учреждении здания учреждения | На сайте учреждения дошкольного дошкольного образования | дошкольного образования указаны основные приборы. | образования и на

потребляющие информационном электроэнергию, их | стенде размешена

32

мощность, режим работы

информация о

электроэнергии И

и тепло в доме»

потреблении электроэнергии в учреждении ДОШКОЛЬНОГО образования. Указана дата выполнения задания и участники. 2.2 | Изучение Подготовлен анализ | На сайте учреждения расходования тепла | расходования тепла в | образования и на в учреждении учреждении дошкольного | стенде размещена дошкольного образования. На | информация о образования схематическом плане | расходовании тепла в здания учреждения | учреждении дошкольного образования | дошкольного указаны места потерь тепла | образования. Указана дата выполнения задания и участники. 23 Анализ ситуации по | Составлен план действий по | Выступление перед эффективности сбережению электроэнергии | родителями «Как использования и тепла в учреждении | сэкономить энергии в дошкольного образования. | электроэнергию». учреждении План действий дошкольного размешен на сайте образования и учреждения составление плана образования, действий по информационном сбережению тепла и стенде. Указана дата электроэнергии в выполнения задания учреждении и участники. дошкольного Ежегодно образования на год представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий. `2.4 | Реализация плана и | Составлен отчет о Отчёт размещен на мониторинга реализованных действиях сайте учреждения эффективности по уменьшению образования. Указана действий по | энергопотребления в дата выполнения энергосбережению в учреждении дошкольного задания и участники. учреждении образования и их дошкольного эффективности образования 2.5 | Изучение Реализован творческий | Памятки по потребления проект «Экономим энергию | рациональному

использованию ре и эффективности этих действий

расходования тепла энергии дома дома. Разработка представляются на семейных памяток родительском по рациональному | собрании. использованию Разработаны семейные | Результаты изучения электроэнергии и | памятки по рациональному | потребления тепла дома | использованию электроэнергии и (совместно дети с | электроэнергии дома | расходования тепла родителями (совместно дети с дома. разработанные (законными родителями (законными | памятки размещены представителями) представителями) | на сайте учреждения

образования. Указана дата выполнения

задания и участники.

3. Направление «Водосбережение»

3.1 | Изучение Составлен отчет по | Конкурс рисунков потребления воды в | результатам изучения. На | «Где живут капли в учреждении схематическом плане | детском саду». дошкольного здания учреждения | На сайте учреждения | образования дошкольного образования | образования

нанесена схема | размещена расположения приборов | информация о учета воды, указаны места потреблении воды В потребления воды в | учреждении учреждении дошкольного | дошкольного образования, режим — их | образования. Указана работы дата выполнения задания и участники.

'3.2 | Анализ ситуации по | Составлен план действий по | План действий эффективности сбережению воды в размещен на сайте использования воды | учреждении дошкольного учреждения В учреждении | образования на год. образования, дошкольного информационном образования и стенде. Указана дата составление плана выполнения задания действий по е6 и участники, сбережению

3.3 | Реализация плана Составлен отчет о Информация о действий по реализованных действиях | реализованных рациональному по уменьшению действиях доводится использованию воды потребления воды в до родителей В учреждении | учреждении дошкольного | (законных дошкольного образования И их | представителей). образования, результатах Отчет размещеи на проведение сайте учреждения мониторинга образования. Указана

дата выполнения задания и участники.

34

3.4 | Изучение Реализован творческий | Разработанные потребления воды | проект «Как мы экономим | памятки по дома. Разработка | воду дома» рациональному семейных — памяток использованию воды по рациональному дома представляются использованию воды на родительском и ес сбережению собрании. дома (совместно | Разработаны семейные | Результаты изучения дети с родителями | памятки по рациональному | потребления воды (законными использованию воды и ее | дома, разработанные представителями)) сбережению дома памятки размещены

(совместно дети с | на сайте учреждения родителями (законными | образования. Указана представителями)) дата выполнения задания и участники.

  1. Направление «Обращение с отходами»

| 4.1 | Изучение состава | Обучающиеся знают | Выступление перед образующихся в | простейшие способы | воспитанниками учреждении уменьшения — загрязнения | учреждения дошкольного окружающей среды дошкольного образования отходов образования и анализ источников «Сделаем наш дом их образования чище».

Составлен отчет по | Отчёт размешен на результатам изучения с | сайте учреждения указанием источников и | образования. Указана состава отходов дата выполнения задания и участники.

4.2 | Разработка плана | Составлен план действий по | План действий действий по | минимизации отходов в | обучающиеся минимизации учреждении дошкольного | представляют перед объемов образования, раздельному | родителями образования отходов | сбору отходов, слаче | (законными в учреждении | вторсырья на год. представителями). дошкольного План действий образования, размещен на сайте раздельному сбору учреждения отходов, сдаче образования, вторсырья информационном

стенде. Указана дата выполнения задания и участники.

4.3 Реализация плана | Составлен отчет о | Участие в акции действий на год по | реализованных действиях | «Крышечки вместо минимизации по минимизации отходов в | денег». отходов в учреждении дошкольного | Отчёт размещен на учреждении образования и их | сайте учреждения дошкольного эффективности образования. Указана

35

 

образования дата выполнения задания и участники. 4.4 | Изучение состава и | Разработаны семейные | Разработанные количества отходов, | памятки по минимизации | памятки образующихся в отходов, образующихся в| представляются на домашних условиях. | домашних условиях, | родительском Разработка рекомендации по их | собрании. семейных памяток | раздельному сбору и сдаче | Результаты изучения по минимизации состава и количества | отходов. отходов, образующихся В образующихся в домашних условиях, домашних условиях, рекомендаций по их разработанные

раздельному сбору и сдаче

памятки размешены на сайте учреждения | образования. Указана | дата выполнения ` задания и участники.

  1. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

5.1 | Подготовка | Памятки, листовки, плакаты | Фотографии памяток, наглядного | размещены на | листовок, — плакатов природоохранного информационных стендах размещены на сайте информационного учреждения дошкольного | учреждения | материала, образования образования. Указана созданного дата выполнения обучающимися, для задания и участники. родителей (законных представителей) .

5.2 | Подготовка, Разработаны программы | Фотоотчет о организация и мероприятий, сценарии, мероприятиях, тезисы проведение статьи. тексты, сделаны | вы ступлений, информационных видеозаписи программы экологических мероприятий мероприятий Для | указанием даты, местного населения: места проведения и праздников, пр. размешены на выступлений перед сайте и общественностью информационных (на родительских стендах учреждения собраниях, В дошкольного близлежащих образования Указана учреждениях общего дата выполнения

среднего образования, младших и средних группах учреждения

задания и участники.

дошкольного _

ре с образования) и др.

(не менее одного раза в год)

5.3. | Проведение Акции освещены в Информация экологических акций | средствах массовой | размешена на сайте с привлечением | информации: пресс-релизы, | учреждения местного населения | статьи, репортажи на ТВ | образования, и освещение их в| или радиорепортажи информационных

средствах массовой информации (не менее одного раза в год)

стендах. Указана дата выполнения задания и участники.