Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом - Минянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Координатор направления Гулевич Ирина Викторовна
 

Цель: Разработка и проведение мероприятий, направленных на формирование экологической грамотности среди учащихся и населения.

Задачи:      

- Изучить экологическую обстановки в микрорайоне.

- Разработать и распространить наглядные средства агитации экологически грамотного поведения.

- Проведение практических природоохранных акций.

УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ КОБРИНСКОГО РАЙОНА!!!

Просим принять участие в акции по наведению порядка на земле и сбору вторичных материальных ресурсов. Сегодня то, что можно использовать повторно мы сжигаем или закапываем в землю. СДЕЛАЕМ ДОБРОЕ ДЕЛО ВМЕСТЕ!

Отходы бумаги можно сдать в ближайший магазин РАЙПО. Если Вам трудно, то отходы бумаги могут забрать с дома учащиеся школы, или Вы можете позвонить в сельсовет или в Кобринское ЖКХ по телефону 3-30-52 и к Вам приедут и их заберут.

Использованные, ненужные автомобильные шины вы можете просто вынести на улицу и сложить аккуратно на обочине, и в течение недели их приедут и заберут.

Наш ролик "Советы бывалого"

Наш ролик "Мы будем экономить вместе"

Фотоматериалы

  • Информационный стенд "Эка-кола"
  • Информационный стенд "Экалагічная праграма Зялёны колер"
  • Информационный стенд "Акно ў прыроду"
  • Информационный стенд
  • Дубовик Светлана, учащаяся 10 класса раздает листовки по раздельному сбору отходов
  • Кузнецова Анастасия с своей работой
  • Диплом 1 степени за нашу листовку по энергосбережению
  • Листовка по энергосбережению

  1. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель: Разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности среди учащихся и населения

Задачи:      

1. Изучить экологическую обстановку в микрорайоне школы.

2. Разработать и распространить наглядные средства агитации экологически грамотного поведения.

3. Организовать и провести практические мероприятия экологической направленности.

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

 6.1

Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год).

Сентябрь –октябрь 2020

 6 учащихся

 

 

 

5 учащихся

 

 

 

8 класс

 

 

 

 9 класс

 

 

 

 Гулевич И.В.

1. Провести обследование состояния окружающей среды в населённом пункте д. Минянка (прилегающая территории к учреждению образования) на наличие бытового мусора.

2. Определить места скопления бытового мусора.

3. Провести обследование состояния окружающей среды на определённой территории.

4. Провести  экологическую акцию «Чистота спасет мир!» по уборке местности, прилегающей к территории образования, от бытового мусора.

5.Отчёт о выполнении разместить  на сайте учреждения образования и довести до сведения заинтересованных лиц.

  1.Провели обследование состояния окружающей среды в населённом пункте д. Минянка (прилегающая территории к учреждению образования) на наличие бытового мусора.

2. Определили места скопления бытового мусора.

3. Проведено обследование состояния окружающей среды на определенной территории

4. Провели  экологическую акцию «Чистота спасет мир!» по уборке местности, прилегающей к территории образования, от бытового мусора.

5.Составлены отчёты обследований, информация размещена на сайте школы.

  Группа учащихся 8 класса в составе:

  1. Абрамян Р.
  2. Гремчук В.
  3. Кинчак Д.
  4. Кравцов В.
  5. Дейкунов С.
  6. Кузнецов Е.

24.09 начала работу по мониторингу состояния природного сообщества территории школы и территории, прилегающей к школьному стадиону.

Ребята пробовали выявить проблемы данного сообщества для дальнейшей работы по их минимизации. Основными проблемами исследуемой территории были определены: высокая антропогенная нагрузка и мусор. Ребята провели акцию по сбору мусора на данной территории.

23.10 провели экологическую акцию "Чистота спасет мир!", в результате которой были очищены территории, прилегающие к школьному стадиону.

 Экологическая характеристика территории учреждения образования и ближайшего природного окружения

Отдельные характеристики, отмеченные в окрестностях школы

Участок №

 

Баллов за каждый компонент

1

2

Единичные кусты ( выше 1 м) – по 0,5 балла за каждый

6

40

46

Единичные деревья (выше 4 м) по 1 баллу за каждое

16

180

196

Клумба с местными видами растений – 2 балла

10

-

10

Невыкашиваемые большие участки газона ( не меньше 10*10м) – 3 балла

-

3

3

Школьный или частный огород – 5 баллов

5

-

5

Аллея из кустов – 10 баллов

20

10

30

Поле с техничискими культурами ( кукурузой, картофелем и т.д.) - 10 баллов

-

-

-

Аллея из деревьев (выше 4 м) – 15 баллов

-

15

15

Поле с зерновыми культурами или многолетними травами – 15 баллов

-

15

15

Пастбище – 15 баллов

-

-

-

Группа деревьев или молодой сад – 20 баллов

20

20

40

Пустырь с нескашиваемой растительностью 20 баллов

-

20

20

Пруд-копанка -20баллов

-

-

-

Ручей, малая речка (мелиоративный канал)– 25 баллов

-

25

25

Старый сад:

Без мёртвых деревьев – 30 баллов;

С мёртвыми деревьями – 40 баллов.

 

30

 

-

 

30

Небольшой лес или лесопосадка – 30 баллов

-

30

30

Кладбище со старыми деревьями – 40 баллов

-

-

-

Старый парк:

Со скашиваемой травой – 40 баллов;

С высокой травой и подлеском из кустов и молодых деревьев – 50 баллов

-

-

-

Озеро, водохранилище – 40 баллов

-

-

-

Большой (старый) лес – 50 баллов

-

-

-

Средняя или большая река – 50 баллов

-

-

-

Природоохранный статус любого ранга для территории или акватории даёт повышающий коэффициент 2.0

-

-

-

Всего баллов для данной территории

107

358

465

 Участок № 1 - территория учреждения образования

Участок№ 2 территория прилегающая к школьному стадиону

Участок № 3 -  территория учреждения образования (начальная школа)

По результатам мониторинговых исследований составлена картосхема данной местности с отмеченными на ней проблемными территориями.

Территории, находящиеся под угрозой экологического загрязнения (микрорайон д. Минянка-Евсимовичи)

1. Животноводческий комплекс

2. Пожарный водоём

3. Стихийно возникшая свалка

4. Песчаный карьер (самовольная добыча)

6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год). 

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

6.2

Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год).

Сентябрь-ноябрь

18

3-7 класс

 

Гремчук Е.С.

1.Провести конкурс на лучшую листовку (памятку) на экологическую тематику.

2.Определить, размножить и разместить в общедоступных местах лучший информационный материал.

3. Лучший плакат и листовку по энергосбережению представить на конкурс «Энергомарафон».

4.Подготовить отчёт о мероприятиии разместить его на сайте учреждения образования.

 1.Проведён конкурс на лучший плакат, листовку (памятку) по охране природы и энергосбережению.

2.Лучшие работы представлены на районный конкурс «Энергомарафон», размножены и размещены на стендах в школе, на сайте учреждения образования.

3. Отчёт о выполнении задания представлен на сайте школы.

 Листовка по энергосбережению

С 25 сентября по 25 октября среди учащихся 3-7 класса проводился конкурс на лучшую листовку, плакат, памятку экологического содержания. На суд жюри в составе: Гремчук Е.С., Федорук С.Ф., Левашеня А.Н. было представлено 20 работ. Жюри отобрало 2 памятки, плакат и листовку для участия в районном этапе конкурса «Энергомарафон». Памятки и листовка были размножены и размещены на информационных стендах в школе.

 В субботу 15 сентября учащиеся 10 класса Дубовик Анастасия и Бухта Наталья разработали памятки "15 способов энергосбережения в социальных учреждениях" и " 15 способов энергосбережения в квартире". Памятки были размещены на стенд "Зеленая школа"

Листовка по энергосбережению-2020

 

6.3. Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. не реже одного раза в год).

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

 6.3

  Подготовить, организовать и
провести информационные
экологические мероприятия
для местного населения:
фестивали, выступления
перед общественностью и др.
не реже одного раза в год).

 20.02

 

 

18.03

 3

 

 

2

 8 класс

 

 

4 класс 

 Булат Т.В.

 

 

Левашеня А.Н.

 1.Создать группы для выполнения задания.

2. Подготовить материалы для выступления.

3.Организовать (принять участие) выступления перед общественностью.

4. Отчёт о мероприятиях разместить на сайте учреждения образования.

  1. Группа учащихся 8 класса подготовила и размножила справочную информацию об инвазивных видах растений. Информация распространена среди педагогов, работающих по программе «Зелёные школы» на районном заседании ресурсного центра.

2. Группа учащихся 4 класса выполнила и представила на конференции «Первые шаги в науку» работу «Дерево у твоего дома». Для участников конференции были разработаны и размножены памятки «Как правильно выбрать дерево для посадки».

3.Информация о выполнении задания размещена на сайте школы.

 Учащиеся 8 класса Булат Д. и Касянчук Н., изучающие инвазивные растения местного сообщества, подготовили памятки об наиболее опасных инвазивных растениях и мерах предосторожности при работе с ними. Информация распространена среди педагогов, работающих по программе «Зелёные школы» на районном заседании ресурсного центра.

 Ученики 4 класса Марчук К. и Марчук Д., в рамках выполнения исследовательской работы «Дерево у твоего дома» подготовили и распространили среди участников конференции «Первоцвет» памятку «Как правильно выбрать дерево для посадки»

Помните

  • Дерево вы садите не на день, а на года и даже десятилетия.
  • Посадить дерево может каждый, а вот срубить получится только с разрешения местных властей.
  • «Дерево за забором не спрячешь». Подумайте, как к этому соседству отнесутся окружающие.
  • Любой поступок должен быть хорошо обдуман и взвешен.
  • «Зелёный друг» должен приносить радость, а не проблемы.

Выбирая дерево

  • Точно определите с какой целью вы это делаете.
  • Посоветуйтесь с родными и узнайте их мнение.
  • Хорошо изучите биологические особенности предполагаемого соседа. Узнайте каких размеров должно вырасти дерево, много ли листвы и семян оно образует, не является ли аллергеном.
  • Клён американский и акация белая – виды деревьев, запрещённые к интродукции. Откажитесь от их посадки.

 

 В конце мая традиционно проходит экскурсия по школьной экологической тропе для учащихся младших классов. На разных станциях юные экскурсоводы (6 - 8 классы) знакомят посетителей с расположением тропы, народной медициной, показывает сценки, читают сказки. И всё для того, чтобы показать красоту родных мест, привить любовь к природе.

5.4 Подготовка и проведение практических экологических акций

Видео "Покормите птиц зимой"

11 ноября 2020 года учащиеся 9 класса Булат Дарья и Касянчук Никита выступали на районной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся "Первые шаги в науку" и представляли работу по изучению инвазивной флоры микрорайона школы. 

Часть работы представлена ниже:

Отдел по образованию Кобринского райисполкома

Государственное учреждение образования «Минянская средняя школа»

   

Комплекс растений с высокой инвазивной активностью в сообществах разного типа

северной части Кобринского района

(таксономический состав, экологическая и хорологическая структура, количественная оценка вредоносности)

 

 Секция «Биология и экология»

  

Булат Дарья Владимировна, ученица 9 класса

государственного учреждения образования «Минянская средняя школа»

Касянчук Никита Иванович, ученик 9 класса

государственного учреждения образования «Минянская средняя школа»

 

  Руководитель: Булат Т.В., учитель биологии и химии ГУО «Минянская средняя школа»  

   

2020 г.

Введение

 

Весь период своего исторического развития человечество в целом и каждый человек в отдельности старались изменить окружающий мир согласно своим интересам и потребностям. В истории есть примеры, когда выжигались огромные территории лесных массивов, чтобы освободить место для первых сельскохозяйственных угодий, возводились сложные инженерные сооружения, чтобы создать сады там, где их никогда не было. Люди пытались повернуть реки вспять и обуздать вулканы. Плавали, ездили, летали, привозили, разводили, сеяли… Чаще всего, просто не задумываясь, о возможных последствиях своей деятельности. Возникло популярное направление деятельности - интродукция. Растения и животные не типичные для данной территории выращивали и всячески оберегались. Но вместе с экзотическими питомцами, стали появляться непрошеные гости. Тогда возникло определение –адвентивные (чужеродные) виды. «Пришельцы» вели себя по-разному:

 

Цель исследования – установление таксономической, экологической и хорологической структуры комплекса инвазивных видов растений сформировавшегося в условиях северной части Кобринского района, количественная оценка их вредоспособности в сообществах разного типа.

Для достижения цели определили следующие задачи:

  • выяснить таксономический состав инвазивных растений произрастающих в северной части Кобринского района;
  • установить экологическую структуру комплекса инвазивных видов в сообществах разного типа северной части Кобринского района;
  • оценить вредоносность инвазивных растений в сообществах разного типа северной части Кобринского района;
  • выполнить хорологический анализ комплекса видов с высокой инвазивной активностью в сообществах разного типа северной части Кобринского района;
  • предложить ряд действенных мер по смягчению воздействия инвазивных видов растений на природные сообщества разного типа.

 

Объект исследования: инвазивные растения сообществ разного типа северной части Кобринского района.

Предмет исследования: таксономический состав, экологическая и хорологическая структура, некоторые особенности биологии, вредоносность инвазивных растений в сообществах разного типа северной части Кобринского района.

  Таблица 1. Таксономический состав инвазивной флоры северной части Кобринского района

Семейство

 

Вид

 

1

Aceraceae

Клёновые

1

Acer negundo L.

Клён ясенелистный или американский

2

Araceae

Аирные

 

2

Acorus calamus L.

Аир обыкновенный

3

Asteraceae

Астровые или Сложноцветные

3

Aster lanceolatus Willd

Астра ланцетная, или ланцетолистная

4

Aster novi-belgii L

Астра новобельгийская, или виргинская

5

Aster x salignus Willd

Астра иволистная, или ивовая

6

Bidens connata Muhl. Ex Willd.

Череда сростнолопастная, или сростная

7

Galinsoga parviflora Gav

Галинзога мелкоцветковая

8

Helianthus tuberosus L.

Подсолнечник клубненосный, или Земляная груша, или Топинамбур

9

Solidago canadensis L.

Золотарник канадский

10

Xanthium albinum

Дурнишник Эльбинский

4

Balsaminaceae

Бальзаминовые

11

Impatiens glandulifera Royle

Недотрога железконосная

5

Cornaceae

Кизиловые

12

Cornus alba L

Дерен белый

6

Cucurbitaceae

Тыквенные

13

Echinocystis lobata (Michx.) Torr. et A. Gray

Эхиноцистис лопастной

7

Elaeagnaceae

Лоховые

14

Hippophae rhamnoides L

Облепиха жестеровидная, обыкновенная

8

Fabaceae

Бобовые

15

Lupinus polyphyllus Lind

 

Люпин многолистный

16

Robinia pseudoacacia L

Робиния лжеакация, или Белая акация

 

17

Sarothamnus scoparius (L.) Koch

Жарновец метельчатый

9

Fagaceae

Буковые

18

Quercus rubra L.

Дуб красный

10

Onagraceae

Кипрейные

19

Oenothera biennis L

Ослинник двулетний

11

Poaceae

Злаки      

20

Festuca trachyphylla (Hack.) Krajina

Овсяница шершаволистная

12

Polygonaceae

Гречишные

21

Reynoutria japonica Houtt

Рейнутрия японская

22

Rumex confertus Willd

Щавель конский

13

Rosaceae

Розовые или розоцветные

23

Amelanchier spicata (Lam.) K. Koch

Ирга колосистая, или Коринка

 

24

Aronia mitschurinii A.K. Skvortsov et Maitulin

Арония Мичурина

 

 

 

25

Geum macrophyllum Willd

 

Гравилат крупнолистный

26

Padus serotina (Ehrh.) Borkh

 

Черемуха поздняя

27

Sorbaria sorbifolia (L.) A. Braun

Рябинник рябинолистный

14

Salicaceae

Ивовые

28

Populus alba L

Тополь белый, или серебристый

15

Sambucaceae

Бузиновые

29

Sambucus nigra L

 

Бузина чёрная

30

Sambucus racemosa L.

Бузина красная

 

Кроме приведённых в таблице видов, в ходе изучения местных природных сообществ обратили внимание на агрессивное поведение таких растений как

Семейство

 

Вид

1

Anacardiáceae

Анакардиевые или сумаховые

1

Rhus typhina L.

Сумах оленерогий или Уксусное дерево

2

Crassulaceae

Толстянковые

2

Sédum

Очиток

3

Oxalidáceae

Кислицевые или Кисличные

3

Oxalis corniculata

Кислица рожковая, Кислица рогатая

4

Portulacaceae

4

Portúlaca olerácea

Портулак огородный

 

 

Учащиеся школы поддержали акцию работников Кобринского лесхоза  "Сохрани символ праздника". Пушистое праздничное деревце с наступлением благоприятных погодных условий учащиеся 11 класса посадили на пришкольной территории.

 

Учащиеся и учителя школы традиционно принимают участие в республиканских акциях. В рамках Недели леса-2020 было посажено 1,9 га лесных культур: березы, дуба, ели.

Ученикам начальных классов понравилось участвовать в акции "Вывучаем з "Роднай прыродай"". С недавнего времени известный всем журнал публикует чёрно-белые развороты с изображением и краткой информацией об интересных животных белорусской фауны. Учителя размножают эту информацию и раздают детям. Ребята с удовольствием разукрашивают птиц и зверей, не забывая читать и описание. Вот так, в игровой творческой форме дети приобщаются к изучению биоразнообразия.

 

В ходе акции "Сохрани дерево - сдай макулатуру" собрано  и сдано за учебный год 1261 кг макулатуры, что составило на каждого ученика примерно 20 кг.

 

Дмитрий Демидюк рассказал о системе раздельного сбора отходов на Кобринщинеvkobrine.by
6 октября прошла акция «Мой чистый лес». В ходе акции была проведена очистка территории пришкольного леса от бытового мусора и захламленности.Несмотря на холодную погоду ребята вооружились мешками для мусора и решительно вошли в лес, чтобы оказать ему помощь. Они потрудились на славу, собрав весь мусор. Думаю, лес остался им благодарен им за такую помощь. Ведь каждый, кто неравнодушен к родной природе- готов внести свой и посильный вклад в благоустройство леса. Давайте вместе будем заботиться о «лёгких» нашей планеты!

 

 

 

6.5. Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год).

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

 6.5

  Разработать с учащимися и
выдвинуть природоохранные
инициативы для
администрации местного
населенного пункта, района
(не реже одного раза в год).

Октябрь-март

 

01.04.

 6

 

1

8 класс

 

8 класс

 

 

Булат Т.В.

1.Провести анализ ситуации и выдвинуть инициативы для администраций местного населённого пункта.

2. Получить ответ или решение администрации заинтересованной организации.

3.Подготовить отчёт и разместить его на сайте учреждения образования.

  1. Проведен мониторинг инвазивных видов растений в микрорайоне школы.

2.Сформулированы предложения администрации ООО «Покровский» о взаимной работе по выявлению и уничтожению инвазивных видов растений.

3. Получено решение администрации об организации совместной работы по регулированию численности инвазивных видов на территории данного сельхозпредприятия.

4. Выполнена исследовательская работа по использованию биогумуса для получения сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой на базе Засимовского лесопитомника ГОЛХУ «Кобринский опытный лесхоз».

5. В работе представлены предложения по замене верхового торфа на биогумус собственного производства.

6.Предложения представлены на рассмотрение работникам лесхоза.

 С октября 2019 года группа учащихся 8 класса проводит мониторинг распространения инвазивных видов растений в микрорайоне школы. Ребятами было выявлено много мест произрастания инвазивных видов, которые могут быть потенциально опасными при выращивании с/х продукции. Ребята столкнулись с проблемой, невозможности самостоятельной ликвидации инвазивных растений. Было принято решение обратиться к администрации ООО «Покровский» с предложением взаимодействия в решении данной проблемы. Ребята взяли на себя работу по своевременному обнаружению мест массового произрастания инвазивных видов растений, а агрономическая служба сельхозпредприятия берёт на себя задачу борьбы с агрессивными видами.

 Ученица 8 класса Булат Д. с 2018 по 2020 год являлась слушательницей «Республиканской школы актива юных лесоводов». В рамках выполнения дипломной работы по выращиванию сеянцев сосны с закрытой корневой системой в Засимовском лесопитомнике ГОЛХУ «Кобринский опытный лесхоз», был рассмотрен вопрос о замене верхового торфа, доставляемого из Столинского и Витебского района, на биогумус. В работе представлен ряд предложений по получению биогумуса непосредственно в питомнике, что несомненно соответствует принципам «Зелёной экономики».

Проведено комплексное исследование состояния мелиоративного канала Бона без использования сложного оборудования. Мониторинговые наблюдения показали, что старейшее мелиоративное сооружение на территории Беларуси подвергается сильному антропогенному воздействию. Результаты исследований были представлены на районной научно-практической конференции в ноябре 2019 года.Булат Дарья выступила с обращением ко всем участникам проекта "Зелёные школы" объединить свои усилия по наведению порядка в прибрежной зоне канала Бона. Весной 2020 года многие учащиеся городских школ провели акцию "Чистый берег" именно в районе этого мелиоративного канала.

Результаты гидрохимического анализа канала Бона  

№ контрольного пункта

Дата измерения

NO3-

(мг/л)

NO2-

(мг/л)

GH

(общая жёсткость)

KH

(карбонатная жёсткость)

pH

Cl2

(мг/л)

1

 

25 июня

10

1

8

6

7,2

0,8

28сентября

10

1

8

6

6,8

0,8

23 ноября

25

5

4

3

7,2

0,4

2

25 июня

10

1

8

6

7,6

0

28сентября

25

5

8

6

7,2

0,4

23 ноября

10

1

4

3

7,2

0

3

25 июня

10

1

8

6

7,6

0

28сентября

25

1

16

3

7,2

0,4

23 ноября

25

5

8

3

7,2

0

4

25 июня

10

0

8

6

7,2

0,8

28сентября

50

5

8

10

7,2

1,5

23 ноября

25

1

8

3

7,2

0,8

5

25 июня

10

0

8

6

6,8

0,8

28сентября

10

1

16

3

6,8

0,4

23 ноября

0

0

8

6

7,4

0,4

6

25 июня

0

0

8

10

7,6

0,8

28сентября

0

0

16

10

7,2

0,8

23 ноября

0

0

8

10

7,2

0,8

7

25 июня

0

0

16

6

6,8

0,8

28сентября

10

0

16

6

7,2

0

23 ноября

0

0

8

6

7,2

0

8

25 июня

0

0

16

10

7,2

0

28сентября

0

0

16

10

7

0

23 ноября

0

0

8

10

7

0

9

25 июня

0

0

8

6

7,2

0

28сентября

0

0

8

6

7,2

0

23 ноября

0

0

8

3

6,8

0

10

25 июня

0

0

16

10

6,8

0

28сентября

10

0

16

6

7,2

0

23 ноября

10

0

8

3

7,6

0