Биоразнообразие - Минянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Биоразнообразие

 Направление «Биоразнообразие»

 координатор направления Булат Т.В.

Цель:

 Расширение знаний учащихся о биоразнообразии растений и животных на территории школы и ближайшего природного сообщества; формирование бережного отношения к природе, через выполнение заданий по программе «Зеленые школы».

 Задачи:

- изучение и увеличение видового разнообразия дикорастущих травянистых и древесно-кустарниковых растений на пришкольной территории и территории ближайшего природного сообщества;

- изучение видового разнообразия птиц и насекомых в микрорайоне школы;

- создание «дикого луга» для изучения видового разнообразия растений и насекомых на территории, которая не подвергается рекреационной нагрузке;

- создание «клумбы для бабочек» для наблюдения за насекомыми-опылителями;

- создание информационных и печатных материалов (картосхемы, буклетов, альбомов) с обозначением мест произрастания дикорастущих видов травянистых и древесно-кустарниковых растений (с их ботаническим описанием), наземных насекомых, птиц и тд.    

- создание условий для привлечения птиц и беспозвоночных животных;

- увеличение разнообразия произрастающих древесно-кустарниковых видов растений на прилегающей к школе территории;

- изучение биоразнообразия гидробиологического заказника местного значения «Бобровина».   

 

Программа фенологических наблюдений за древесными растениями

 Единичные явления

  1. Массовые явления

 Наблюдения за вегетативными побегами

  • Растение в состоянии покоя; почки не имеют признаков роста;
  • рост вегетативных материнских почек (набухание почек; распускание почек)
  • начало роста побегов в длину;
  • окончание роста побегов в длину;
  • опробковение побегов у основания;
  • опробковение побегов по всей длине;
  • распускание листьев;
  • расцвечивание отмирающих листьев;
  • опадение листьев;
  • Формирование почек возобновления: обособление на побегах почек в виде мелких зеленых бугорков; опробковение с поверхности наружных чешуи почек .

 Наблюдения за генеративными и генеративно-ростовыми побегами

 Генеративные (генеративно-ростовые) почки находятся в состоянии покоя (почки не имеют признаков роста);

  • набухание почек;
  • распускание почек;
  • бутонизация;
  • начало цветения;
  • окончание цветения;
  • заложение плодов или шишек;
  • созревание плодов (шишек) и семян;
  • опадение зрелых плодов (шишек) с семенами или высыпание семян из плодов и шишек.

 

"Спасти супер-грызунов"

раскрыть » / « свернуть

Аборигенные и интродуцированные виды деревьев и кустарников на пришкольной территории

раскрыть » / « свернуть

Виды птиц, встречающихся на пришкольной территории и в окрестностях д. Минянка

раскрыть » / « свернуть

Чем можно подкармливать птиц

раскрыть » / « свернуть

Чем нельзя кормить птиц зимой

раскрыть » / « свернуть

1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации). 

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.5

 Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации)

 14.09

 

19.10

 

 

22.05

7

 

13

 

 

6

 3-5 класс

 

7-8 класс

 

 

8 класс

 

Булат Т.В.

 

Булат Т.В.

 

 

Булат Т.В.

 1.Создание групп учащихся по изучению наземных насекомых на пришкольной территории.

2.Определение мест и маршрутов исследования.

3.Отлов насекомых с помощью ловушек и сачков. Поиск наземных насекомых в естественной среде обитания.

4.Определение видов насекомых и наблюдение за их деятельностью.

5.Фотографирование определяемых видов и размещение фотографий рядом с картосхемой на стенде «Зелёная школа».

6.Занесение информации о видах насекомых на сайт учреждения образования и в онлайн базу данных www.florafauna.by

1.Определено 11 видов насекомых, обитающих на пришкольной территории.

2.На картосхеме обозначены места наблюдения насекомых, а рядом - их изображения.

3.Информация о разнообразии насекомых размещена на сайте учреждения образования и занесена  в онлайн базу данных www.florafauna.by

 Список группы «Энтомологов»

  1. Белобривчик А. 3 кл.
  2. Ковалюк Д. 3 кл.
  3. Марчук К. 4 кл.
  4. Марчук Д. 4 кл.
  5. Масловский К. 5 кл.
  6. Децук М. 5 кл.
  7. Кузнецова А. 5 кл.
  8. Абрамян Р. 7 кл.
  9. Дейкунов С. 7 кл.
  10. Кинчак Д. 7 кл.
  11. Гремчук В. 7 кл.
  12. Кравцов В. 7 кл.
  13. Крейдич А. 7 кл.
  14. Кузнецов Е. 7 кл.
  15. Булат Д. 8 кл.
  16. Гурич Д. 8 кл.
  17. Касянчук Н. 8 кл.
  18. Кардаш А. 8 кл.
  19. Крейдич Д. 8 кл.
  20. Юзепчук Н. 8 кл.

 

Схема маршрута наблюдений

 Список видов и семейств насекомых, наиболее часто встречающихся на пришкольной территории

  1. Клоп солдатик
  2. Щитник зелёный
  3. Комар-звонец
  4. Муравей
  5. Тля
  6. Павлиний глаз
  7. Бабочка крапивница

 

Вид мух, впервые обнаруженный весной 2020 года, вызвал затруднение с определением. Предположительно черная Муха толстоножка

 

Рапсовый цветоед

 

Жук мертвоед черный

Оленёк обыкновенный Dorcus parallelipipedus

Жук носорог

Майский жук

 

Группа учащихся во время изучения наземных насекомых в окрестностях школы

 

 

 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации). 

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.4

 Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации).

 30.11

 

 

 

 

21.03,

05.05

 8

 

 

 

9

12

 7-8 класс

 

 

 

 

 1-4 класс

5-9 клсс

 

 Булат Т.В.

 

 

 

 

Гулевич И.В.

Булат Т.В.

 1.Создание групп учащихся по изучению птиц на пришкольной территории.

2. Теоретические занятия по изучению видового разнообразия птиц, характерных для данной местности.

3. Выбор мест наблюдения на пришкольной территории и территории ближайшего природного сообщества.

4.Составление картосхемы пришкольной территории и обозначение на ней мест и маршрутов наблюдения.

5.Определение видов птиц и наблюдение за их деятельностью.

6.Фотографирование определяемых видов и размещение фотографий рядом с картосхемой на стенде «Зелёная школа».

7.Занесение информации о видах птиц на сайт учреждения образования и в онлайн базу данных www.florafauna.by

 1.Определено   14 видов птиц, обитающих на пришкольной территории.

2.На картосхеме обозначены места наблюдения птиц, а рядом их изображения.

3.Информация о разнообразии птиц размещена на сайте учреждения образования и занесена  в онлайн базу данных www.florafauna.by

 

 

 Схема выполнения задания:

  1. Сезонные наблюдения за птицами на территории учреждения образования и школьного стадиона.

Список группы наблюдателей:

  1. Давидюк Н. 9 кл
  2. Велисевич К. 9 кл.
  3. Кашталянчик К. 9 кл.
  4. Дубовик Е. 9 кл.
  5. Булат Д. 8 кл.
  6. Гурич Д. 8 кл.
  7. Касянчук Н. 8 кл.
  8. Кардаш А. 8 кл.
  9. Гремчук В. 7 кл.
  10. Кравцов В. 7 кл.
  11. Дейкунов С. 7 кл.
  12. Кузнецов Е. 7 кл.

2. Тренинги и викторины по изучению птиц Беларуси. (21.03)

3. Анализ и обработка данных. 

Зимующие птицы

Перелётные птицы

  1. Воробей городской
  2. Воробей полевой
  3. Синица большая
  4. Синица лазоревка
  5. Синица московка
  6. Щегол черноголовый
  7. Дрозд рябинник
  8. Горлица кольчатая
  9. Овсянка
  10. Большой пёстрый дятел
  1. Скворец обыкновенный
  2. Стриж чёрный
  3. Ласточка деревенская
  4. Горихвостка обыкновенная
  5. Зеленушка
  6. Аист белый
  7. Зяблик
  8. Трясогузка белая
  9. Трясогузка жёлтая
  10. Зарянка

Схема маршрута наблюдений

Дрозд певчий 

Воробей домовой

Скворец обыкновенный

Зеленушка и горихвостка

Канюк ?

Игра-викторина "Местные виды птиц"

Осеннее наблюдение за птицами

Осеннее наблюдение за птицами

Полевой лунь 

1.2 Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), используя квадратную рамку со стороной в 1 м

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.2

 Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), используя квадратную рамку со стороной в 1 м

 25.05

 6

 

8 класс

 

 Булат Т.В.

 1.Создание групп учащихся по изучению изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания.

2.Изготовление квадратной рамки со стороной 1 м.

3.Выбор 3 площадок для изучения биоразнообразия дикорастущих травянистых растений с различными условиями обитания.

4.Экскурсия на пришкольную территорию для выполнения задания.

5.Видовое и количественное определение травянистых растений.

6.Фотографирование изучаемых площадок.

7.Занесение информации о видах травянистых растений на сайт учреждения образования.

1.Создана группа учащихся для изучения изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания.

2. Изготовлена деревянная квадратная рамка со стороной 1 м.

3. Произведен количественный и видовой анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории (на 3 площадках).

4.На сайте учреждения образования размещена информация о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях.

 

25.05 учащиеся 8 класса изучали изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания используя квадратную рамку со стороной 1 м.

В качестве рамки была использована старая деревянная оконная рама. Для изучения было выбрано 3 опытных площадки: №1 На территории школьного стадиона (подвергается регулярному кошению и вытаптыванию); №2 Растительность под пологом смешанного леса (липы и ели); №3 Типично луговая растительность.

 

Схема размещения контрольных площадок

№ площадки

№1

№2

№3

Количество определяемых видов

12

7

8

Общее число растений

      63

28

36

Наиболее часто встречающиеся виды

Вероника дубравная

Подорожник большой

Клевер луговой

Одуванчик лекарственный

Ежа сборная

Осока сероватая

Сныть обыкновенная

Вероника дубравная

Ежа сборная

Ежа сборная

Овсяница красная

Бодяк полевой

Тысячелистник обыкновенный

 

Изучение изменчивости дикорастущей травянистой растительности в условиях регулярного скашивания и вытаптывания (школьный стадион)

Изучение изменчивости дикорастущей травянистой растительности в условиях смешанного леса (территория, прилегающая к школьному стадиону)

В качестве деревянной рамки для проведения исследования использовали старую оконную раму размером 1х1 метр

1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации). 

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.3

 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации

27.09

19.10

 

 

11.05

 

25.05

18

5

 

 

4

 

3

4-9 класс

3 класс

 

 

7 класс

 

8 класс

Булат Т.В.

Левошеня А.Н.

 

 

Булат Т.В.

 

Булат Т.В.

 1.Создание групп учащихся по изучению разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории и территории ближайшего природного сообщества.

2.Экскурсии для выполнения задания.

3.Определение видов деревьев и кустарников на пришкольном участке, на территории ближайшего природного сообщества, на территории д. Евсимовичи.

4.Нанесение на картосхему учреждения образования местонахождений аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.

5.Фотографирование определяемых видов и размещение фотографий рядом с картосхемой на стенде «Зелёная школа».

6. Оформление и представление на конференции «Первые шаги в науку» исследовательской работы «Дерево у твоего дома».

6.Занесение информации о видах  деревьев  и кустарников на сайт учреждения образования и в онлайн базу данных www.florafauna.by

  1.Определено более 20 видов деревьев и кустарников на пришкольной территории, территории ближайшего природного сообщества, на территории д. Евсимовичи Кобринского района.

2. Проведено 2 экскурсии в Засимовский лесопитомник ГОЛХУ «Кобринский опытный лесхоз» и лесопитомник «Зелёная хвоя» по изучению видового разнообразия деревьев и кустарников.

3.Обозначено местонахождение   аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на картосхеме пришкольной территории.

4.Рядом с картосхемой размещены изображения деревьев и кустарников.

5.На сайте учреждения образования размещена информация о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников.

6. Выпонена и представлена на конференцию «Первые шаги в науку» исследовательская работа  «Дерево у твоего дома».

7.Информация о разнообразии деревьев и кустарников занесена  в он-лайн базу данных www.florafauna.by

 В работе участвовали ученики 3-9 классов, Булат Т.В., Давидюк Н.А., Федорук С.Ф., Левошеня А.Н.

План выполнения задания:

  1. Посещение Засимовского лесопитомника ГОЛХУ «Кобринский опытный лесхоз» для изучения основных лесных пород аборигенной флоры. (сентябрь)
  2. Посещение питомника «Зелёная хвоя» с целью изучения видов интродуцированных деревьев и кустарников. (октябрь)
  3. Изучение видового состава культивируемых видов дикорастущих деревьев и кустарников д. Евсимовичи. (сентябрь-декабрь).
  4. Представление на конференции «Первоцвет» исследовательской работы учащихся 4 класса «Дерево у твоего дома» (март).
  5. Изучение аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников на пришкольной территории и по маршруту экологической тропы.

 

Форзиция на территории школы

Экскурсия в лесопитомник "Зеленая хвоя"

Экскурсия в Засимовский лесопитомник ГОЛХУ  "Кобринский опытный лесхоз"

Акация белая (робиния псевдоакация) - инвазивное растение местной флоры 

Наиболее часто встречающиеся в микрорайоне школы интродуцированные кустарники 

Группа 8 класса во время изучения видового разнообразия дендрофлоры ближайшего природного сообщества

Булат Дарья во время изучения динамики распространения дуба красного

Наиболее распространенными древесными растениями в окрестностях школы являются  береза бородавчатая, липа мелколистная, ель обыкновенная, ясень 

Черемуха обыкновенная- один из самых красивых раннецветущих дикорастущих кустарников

Работа творческой группы по составлению фотогербария

 

 Туи и самшиты - самые привычные интродуцированные растения, используемы в ландшафтном дизайне

 

 Гурич Дарья проводит мониторинг распространения интродуцированного растения рябины черноплодной

Касянчук Никита определяет статус для местного сообщества интродуцированного растения спиреи Ван Гутта

Отдел по образованию Кобринского районного исполнительного комитета

Учреждение образования «Минянская средняя школа»

  

Дерево у твоего дома

 Автор:

Марчук Ксения, 4 класс

ГУО «Минянская средняя школа»,

руководитель работы:

Левошеня А.Н., учитель

начальных классов

ГУО «Минянская средняя школа»

Кобринский р-н, д.Минянка

 

 

 

Рассаживание деревьев есть памятник продолжительнейший и вернейший всех пирамид египетских…

Пифагор

Введение

 

В последнее время в газетах, теле и радиопередачах, интернет-блогах разные люди рассказывают о своей малой родине. Делятся увлекательной информацией о прошлом и настоящем родного уголка, повествуют о замечательных земляках и их достижениях. С огромным интересом исследуют большие и маленькие предприятия, с любовью и гордостью воспевают быстрые реки, глубокие озёра и зелёные леса своей малой родины.

А мы родились в маленькой деревеньке на севере Кобринского района, название которой вряд ли кто-нибудь слышал – Евсимовичи. И как нам не хотелось отыскать на своей малой родине что-нибудь замечательное, но нет там не больших не малых предприятий, нет не реки не озера, да и до леса далековато. Люди живут хорошие, да слава их только в усердном крестьянском труде. Архитектурными сооружениями тоже не похвастаешься. Дома как везде, а новая улица, вообще почти полностью состоит из типовых домиков. Но несмотря на всё это, наша деревенька самая замечательная. Её мы безошибочно отличим от сотен других по только известным нам особым приметам.

Когда  въезжаешь в Евсимовичи, с правой стороны от дороги, растёт большое дерево облепихи, напротив - куст боярышника. Почти в центре деревни возвышается огромный дуб.  Ещё есть ели, берёзы, вербы … Абсолютно бесполезные на первый взгляд деревья возле дома, но именно они создают неповторимый и уникальный образ нашей деревни. А откуда они взялись, кто и зачем их посадил? Может в том, что для нас кажется совершенно бесполезным и непонятным есть тайный смысл? А узнавать тайны это так здорово! Вот и решили мы провести исследование и выяснить зачем люди садят деревья и кустарники от которых в хозяйстве мало толку.

Гипотеза: если люди сажают деревья, значит это для чего-то нужно.

Цель исследования: установить причины культивирования неплодовых деревьев и кустарников жителями д. Евсимовичи Кобринского района.

 

Задачи:

  • ознакомление с
  • изучение видового и количественного состава неплодовых деревьев и кустарников;
  • установление причин культивирования неплодовых деревьев и кустарников жителями д. Евсимовичи;
  •  

 

Объект исследования: неплодовые деревья и кустарники, произрастающие на территории д. Евсимовичи.

Предмет исследования: причины культивирования неплодовых деревьев и кустарников жителями д. Евсимовичи.

Таблица 1. График проведения исследования

Время выполнения

Содержание работ

Апрель 2019

Изучение литературы по теме

Май 2019

Экскурсии в окрестностях деревни

Сентябрь 2019

Обобщение теоретических материалов

Октябрь - ноябрь2019

Составление памятки. Посадка деревьев возле школы, дома.

Декабрь 2019

Подведение итогов работы, анализ полученных данных

 Работа получила благодарственное письмо на районной научно-практической конференции "Первоцвет"

 

 

 

1.1.Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) 

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.1

 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации)

 

20-21.09

 

 

 

 

 

 

10.05

 

8

 

 

 

 

 

 

13

 

3-4 класс

 

 

 

 

 

 

7-8 класс

 

 

Левошеня А.Н.

 

 

 

 

 

 

Булат Т.В.

 а) Определение территории для изучения;

б) определение и нанесение на картосхему наиболее интересных и часто встречающихся травянистых растений;

в) фотографирование и размещение на стенде фотографий некоторых дикорастущих травянистых растений;

г) определение статуса растения для местного сообщества (аборигенный, интродуцированный, инвазивный вид, обычный, редкий и т.д.).

д) занесение информации о видах травянистых растений в онлайн базу данных florafauna.by;

е) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.

  1.Определено 16 видов дикорастущих травянистых растений.

3.На картосхеме обозначены местонахождения 16 видов дикорастущих травянистых растений.

4.Фотографии растений и картосхема размещены на стенде «Зелёная школа».

5. Определён статус рассматриваемых растений для местного сообщества.

6.Информация о видах травянистых растений занесена на сайт учреждения образования и в он-лайн базу данных www.florafauna.by

 20 сентября учащиеся 3-4 класса на территории д. Евсимовичи изучали разнообразие дикорастущих травянистых растений. Работой руководила Левошеня А.Н.

Состав группы:

  1. Марчук Ксенья, 4 класс
  2. Петрукович Дарья, 4 класс
  3. Марчук Даниил, 4 класс
  4. Тимошик Сергей, 4 класс
  5. Тимошик Максим, 4класс
  6. Ковалюк Дмитрий, 3 класс
  7. Белобривчик Александра, 3 класс
  8. Мойсеюк Ирина, 3 класс

Ребята впервые взяли в руки определители и попытались самостоятельно определять растения (пока ещё только по фотографиям). Юные исследователи определили и рассмотрели самые известные растения:

  1. Крапива двудомная; (л)
  2. Чистотел большой; (л)
  3. Тысячелистник обыкновенный; (л)
  4. Полынь горькая; (л)
  5. Полынь чернобыль;
  6. Донник белый;
  7. Клевер луговой; (л)
  8. Люпин многолистный; (л)
  9. Щавель кислый; (л)
  10. Зверобой продырявленный; (л)
  11. Репейник большой; (л)
  12. Сныть обыкновенная;
  13. Клевер пашенный;
  14. Лапчатка гусиная; (л)
  15. Марь белая; (л)
  16. Хвощ полевой. (л)

Все растения были определены как обычные для данной местности. Большинство из определённых видов являются лекарственными (л).

21 сентября ребята нанесли на картосхему места произрастания определяемых растений.

 

Схема размещения площадок для исследования. Маршрут изучения биоразнообразия дикорастущих травянистых растений на территории деревни Евсимовичи

10.05 учащиеся 7-8 классов продолжили работу по изучению дикорастущих травянистых растений на территории экологической тропы (№4).

Группы в составе:

№ 1                                                                                  

  1. Булат Д.
  2. Гурич Д
  3. Крейдич Д.
  4. Кардаш А.
  5. Касянчук Н.
  6. Юзепчук А    

 

 Нашли, сфотографировали и определили:

Ландыш майский, ясколку полевую, майник двулистный, грушанку круглолистную, фиалку душистую

 № 2

  1. Гремчук В.
  2. Кравцов В.
  3. Дейкунов С.
  4. Кинчак Д.
  5. Кузнецов Е.
  6. Крейдич А.
  7. Гусак Е.     

    

Целевая группа учащихся старших классов во время изучения биоразнообразия дикорастущих травянистых растений на территории, прилегающей к школьному стадиону

 

 Целевая группа учащихся начальных классов во время изучения биоразнообразия дикорастущих травянистых растений на территории деревни Евсимовичи

Ученик 8 класса  Кардаш Александр изучает популяцию ландыша майского

   

Майник двулистный                                      

 

Фиалка лесная

Грушанка круглолистная

Ясколка обыкновенная

Ландыш майский