Биоразнообразие - Минянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Биоразнообразие

 Направление «Биоразнообразие»

 координатор направления Булат Т.В.

Цель:

 Расширение знаний учащихся о биоразнообразии растений и животных на территории школы и ближайшего природного сообщества; формирование бережного отношения к природе, через выполнение заданий по программе «Зеленые школы».

 Задачи:

- изучение и увеличение видового разнообразия дикорастущих травянистых и древесно-кустарниковых растений на пришкольной территории и территории ближайшего природного сообщества;

- изучение видового разнообразия птиц и насекомых в микрорайоне школы;

- создание «дикого луга» для изучения видового разнообразия растений и насекомых на территории, которая не подвергается рекреационной нагрузке;

- создание «клумбы для бабочек» для наблюдения за насекомыми-опылителями;

- создание информационных и печатных материалов (картосхемы, буклетов, альбомов) с обозначением мест произрастания дикорастущих видов травянистых и древесно-кустарниковых растений (с их ботаническим описанием), наземных насекомых, птиц и тд.    

- создание условий для привлечения птиц и беспозвоночных животных;

- увеличение разнообразия произрастающих древесно-кустарниковых видов растений на прилегающей к школе территории;

- изучение биоразнообразия гидробиологического заказника местного значения «Бобровина».   

 

Программа фенологических наблюдений за древесными растениями

 Единичные явления

  1. Массовые явления

 Наблюдения за вегетативными побегами

  • Растение в состоянии покоя; почки не имеют признаков роста;
  • рост вегетативных материнских почек (набухание почек; распускание почек)
  • начало роста побегов в длину;
  • окончание роста побегов в длину;
  • опробковение побегов у основания;
  • опробковение побегов по всей длине;
  • распускание листьев;
  • расцвечивание отмирающих листьев;
  • опадение листьев;
  • Формирование почек возобновления: обособление на побегах почек в виде мелких зеленых бугорков; опробковение с поверхности наружных чешуи почек .

 Наблюдения за генеративными и генеративно-ростовыми побегами

 Генеративные (генеративно-ростовые) почки находятся в состоянии покоя (почки не имеют признаков роста);

  • набухание почек;
  • распускание почек;
  • бутонизация;
  • начало цветения;
  • окончание цветения;
  • заложение плодов или шишек;
  • созревание плодов (шишек) и семян;
  • опадение зрелых плодов (шишек) с семенами или высыпание семян из плодов и шишек.

 

Аборигенные и интродуцированные виды деревьев и кустарников на пришкольной территории

раскрыть » / « свернуть

Виды птиц, встречающихся на пришкольной территории и в окрестностях д. Минянка

раскрыть » / « свернуть

Чем можно подкармливать птиц

раскрыть » / « свернуть

Чем нельзя кормить птиц зимой

раскрыть » / « свернуть

1.1  Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.1

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования

Сентябрь- ноябрь, апрель -май

6

 

13

 

 

5

3класс,

 

6-7 класс

 

11 класс

 

 

Левашеня А.Н.

 

Булат Т.В.

 

 

Булат Т.В.

а) определение территории для изучения;

б) определение и нанесение на картосхему наиболее интересных и часто встречающихся травянистых растений;

б) занесение информации о видах травянистых растений в он-лайн базу данных florafauna.by;

в) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.

1. Создана и представлена на научно-практической конференции 1 часть фотогербария дикорастущих травянистых растений местного сообщества.

2. Обновлена     на стенде картосхема с обозначенным местонахождением 12 видов травянистых растений. Рядом размещены изображения 12 видов растений.

3. Информация о дополненных на картосхеме видах занесена в он-лайн базу данных florafauna.by.

 

 

Картосхема школьной территории с отмеченными местами произрастания дикорастущих видов 

Изучение разнообразия растений на территории ближайшего природного сообщества

Дикорастущие виды 

1.1  Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования

 

Задание

Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.1

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования

 16 мая 2019  

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

 

 

 

 

 

 

Булат Т.В.

 

 

 

а) определение территории для изучения;

б) определение и нанесение на картосхему наиболее интересных и часто встречающихся травянистых растений;

б) занесение информации о видах травянистых растений в он-лайн базу данных florafauna.by;

в) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.

1.  В рамках изучения дикорастущих травянистых растений (Экскурсия №2, 7 класс)  

заложена площадка по методике «Дикий квадрат», проведена работа по определению травянистых растений в школьном саду

2. Обновлена     на стенде картосхема с обозначенным местонахождением 10 видов травянистых растений. Рядом размещены изображения 10 видов растений.

3. Информация о дополненных на картосхеме видах занесена в он-лайн базу данных florafauna.by.

 

16 мая группа учащихся 7 класса проводила изучение разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории школьного сада. 

Список группы:

  1. Булат Дарья
  2. Гурич Дарья
  3. Касянчук Никита
  4. Кардаш Александр
  5. Крейдич Дарья
  6. Юзяпчук Анастасия

Руководитель группы Булат Т.В.

 Учащиеся заложили опытную площадку «Дикий квадрат» и изучили разнообразие дикорастущих травянистых растений на опытном участке.

1.  Мятлик луговой (8 шт) – самый обычный;

2. Клевер розовый (3 шт) – самый полезный;

3. Вероника дубравная (2 шт) – самый красивый;

4. Подорожник средний (1 шт) – самый лекарственный;

5. Одуванчик лекарственный (12 шт) – самый известный.

 

1.3 Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории 

Задание

 Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.3

Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории и территории ближайшего природного сообщества

Октябрь-ноябрь

 5

 

 

6

11 кл

 

 

7 кл

Булат Т.В.

а) изучение основных теоретических понятий (интродукция, аборигенная флора, инвазивный вид и т.д.);

б) определение видовой принадлежности деревьев и кустарников на территории школы;

в) систематизация древесно-кустарниковой растительности;

г) нанесение на карту-схему местонахождения деревьев и кустарников;

б) знесение информации о видах древесных растений и кустарниках в он-лайн базу данных florafauna.by;

в) составление отчета; размещение информации на сайте учреждения образования.

1.  На сайте размещён список интродуцированных и аборигенных видов древесных и кустарниковых растений.

2. Обновлена картосхема с обозначенным местонахождением 12 видов деревьев и кустарников. Рядом размещены изображения 12 видов растений.

3. Информация о дополненных на  картосхеме видах занесена в  он-лайн базу данных florafauna.by.

 

 

 

Фото 1. Изучение разнообразия древесных и кустарниковых растений на территории ближайшего природного сообщества

Фото 2.

Фото 3.

Интроду́кция (от лат. introductio — «введение») в биологии — преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Интродукция является процессом введения в некую экосистему чуждых ей видов.

Интродуцированный, или чужеродный вид (в биологии) (от англ. Introducedspecies) — некоренной, несвойственный для данной территории, преднамеренно или случайно завезённый на новое место в результате человеческой деятельности.

Процесс освоения интродуцированного вида на новом месте (адаптации к новым экологическим условиям) называется акклиматизацией.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Интродукция_(биология)

1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и

кустарников на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или

территории природного окружения учреждения образования.

 

Дата выполнения: 10-20 мая 2019 года

Участники:

1-я группа: Хвирисюк А., Гулько Д., Дубовик Н., БулатД., Кузнецов Е., Гремчук В., Кравцов В.

Руководитель Булат Т.В.

2-я группа: Петрукович Д., Марчук Д., Марчук К.

Руководитель Левошеня А.Н.

Изучение видов деревьев и кустарников проводилось на территории школы и школьного стадиона.

Аборигенные виды деревьев и кустарников

  1. Ель европейская
  2. Сосна обыкновенная
  3. Можжевельник обыкновенный
  4. Дуб черешчатый
  5. Клён остролистный
  6. Липа мелколистная
  7. Ясень обыкновенный
  8. Рябина обыкновенная

Интродуцированные виды деревьев и кустарников

  1. Сумах оленерогий
  2. Магония падуболистная
  3. Дёрен красный
  4. Барбарис пурпурнолистный
  5. Самшит
  6. Туя западная
  7. Ива козья
  8. Форзиция

 Кроме перечисленных видов в школьном саду произрастают яблони, вишни, сливы, смородина.

 

 

                                                 

 

1.4 Изучение разнообразия птиц на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования 

Задание

 Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.4

Изучение разнообразия птиц на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования

Сентябрь -октябрь

5

10 кл

Булат Т.В.

а) определение и изучение методик проведения мониторинга орнитофауны;

б) выбор маршрута и площадок для наблюдения;

в) определение, наблюдение и учёт птиц;

г) статистическая обработка и анализ полученных результатов;                                          

в) занесение информации о видах птиц в он-лайн базу данных florafauna.by;

г) составление отчета; размещение информации на картосхеме и сайте учреждения образования.

1. Подготовлена обучающая презентация «Птицы рядом с нами».

2. Обновлена   на стенде картосхема с местонахождением   видов птиц. Рядом размещены изображения видов птиц.

3. Информация о дополненных на картосхеме видах занесена в он-лайн базу данных florafauna.by.

4. Подготовлен информационный час «Птица 2018 года» 

5.  Собран материал для исследовательской работы

 

 

 

Фото 1. Наблюдение за птицами на пришкольной территории

Фото 2. Определение видовой принадлежности птиц, обитающих в окрестностях деревни Минянка

Фото 3. Систематизация и обработка материалов по изучению видового разнообразия птиц.

Фото 4.

15 марта 2019 года группа учащихся 8 класса проводила весеннее наблюдение за птицами.

Список группы

Велисевич Кристина

Гученко Фёдор

Давидюк Надежда

Дейкунова Валерия

Дубовик Екатерина

Кашталянчик Карина

В ходе акции:

  • были отмечены гнездовья птиц на территории школы;
  •  проведена оценка заселённости искусственных гнездовий, изготовленных и развешанных в прошлые годы;
  • произведён учёт птиц на территории школы и ближайшего природного сообщества.

В ходе многолетних наблюдений за птицами, обживающими искусственные гнездовья, сделанные учениками школы, установили, что птицы охотно селятся в домиках разной конструкции и окраски. Все искусственные гнездовья, даже очень экзотические на первый взгляд, заселяются птицами.  Самым многочисленным видом на территории школы  является воробей домовой, самым заметным видом – вяхирь, самым шумным – синица большая.  В этом году отмечается «скромное» поведение соек.

 Фото 5. Вяхирь

 Фото 6. Гнездо на кусте форзиции

 Фото 7. Наблюдение за птицами на территории школы

 Фото 8. Воробей на искусственном гнездовье

 Фото 9. Экспериментальный "многоквартирный" дом постройки 2019 года

1.5 Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории и территории природного окружения 

Задание

 Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.5

Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории и территории природного окружения

Сентябрь-октябрь

10

5-6 кл

Булат Т.В.

а) определение площадок для изучения насекомых;

б) выбор и освоение методик для изучения насекомых;

б) учёт и определение насекомых;

в) статистическая обработка и анализ полученных данных;

г) занесение информации о видах в он-лайн базу данных florafauna.by

г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.

1.

2. Размещена    на стенде картосхема с местонахождением  10   видов насекомых. Рядом размещены изображения 10   видов насекомых.

3. Информация   занесена в  он-лайн базу данных florafauna.by.

4. Электронный тест для проверки знаний размещен на сайте школы. 

 

Фото 1. Изучение наземных насекомых на территории ближайшего природного сообщества

Фото 2. Лесные муравьи - самые многочисленные наземные насекомые ближайшего природного сообщества

Фото 4. Паук оса на паутине.

1.5 Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории и территории природного окружения

Задание

 Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.5

Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории и территории природного окружения

 30 мая 2019

4

8 кл

Булат Т.В.

а) определение площадок для изучения насекомых;

б) выбор и освоение методик для изучения насекомых;

б) учёт и определение насекомых;

в) статистическая обработка и анализ полученных данных;

г) занесение информации о видах в он-лайн базу данных florafauna.by

г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.

1.Для изучения наземных насекомых выбрали территорию школьного стадиона и ближайшее природное сообщество.

2. Определяли наличие клещей на футбольном поле.

3. Изучали насекомых методом «стряхивания» с ветвей деревьев и кустарников.

4. Информацию о найденных насекомых разместили на стенде.  

5. Начали работу над электронным справочником наземных насекомых территории школы 

 30 мая учащиеся 8 класса изучали разнообразие наземных насекомых на территории школьного стадиона и ближайшего природного сообщества.

Список группы:

Дубовик Екатерина,

Давидюк Надежда,

Дейкунова Валерия,

Кашталянчик Карина

Руководитель группы Булат Т.В.

  1. Определение наличия клещей на школьном стадионе проводили при помощи марлевого отрез размером 100 х 150 см. Марлевый отрез разложили на траве и протянули по её поверхности 15-20 м. Пробу повторили 3 раза. На школьном стадионе КЛЕЩЕЙ НЕТ!

  

  1. Изучение насекомых методом «стряхивания»

Марлевый отрез размером 100 х 150 см размещали под кустом или небольшим деревцем и несколько раз стряхивали ветки. Рассматривали и подсчитывали упавших насекомых.

 

1.7 Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки 

Задание

 Даты выполнения

К-во участников

Целевые группы

Ответственный пед. работник

Краткое описание выполнения задания

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.7

Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки

Ноябрь-январь

16

2, 5-8 кл

Булат Т.В.

 

а) изготовление и ремонт кормушек;

б) изучение информации о видах корма для птиц, сбор корма и подкормка птиц в зимнее время;

в) наблюдение за птицами,  определение видового разнообразия прилетающих на кормушки птиц;

г) занесение информации о видах птиц в он-лайн базу данных на сайте биоразнообразие Беларуси;

д) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.

1. Отремонтировано 11 и изготовлено 3  кормушки для подкормки птиц.

2. Подготовлена презентация и проведено мероприятие по информированию о правилах зимней подкормки птиц.

3. Размножены и размещены на сайте учреждения и на стенде памятки по правилам подкормки птиц.

4. Определены ответственные за подкормку птиц.

5. Организовано систематическое наблюдение за птицами, прилетающими на кормёжку. Ведётся учёт птиц “Птушкі на кармушцы”.

6. Информация о видовом составе птиц, прилетающих для кормёжки, дополняет материалы исследовательской работы по изучению орнитофауны  окрестностей д. Минянка.

 

Фото 1. Фрагмент презентации по изучению основных правил зимней подкормки птиц

Фото 2. Изготовление кормушек для птиц в школьной мастерской

Фото 3. Овсянки и воробьи - самые частые посетители кормушек

    

Фото 4. Несоленое сало - лучшее лакомство для синиц

Фото 5. Календарь наблюдений за птицами "Птушкі на кармушцы"